Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Две сестры. Последняя встреча.

Оригинал взят у svetabella в Две сестры. Последняя встреча.

  Любите ли вы сухие официальные отчеты в исторических первоисточниках, как люблю их я? Любите ли вы, прочтя некое эмоциональное событие в мемуарах кого-либо, потом вдруг наткнуться на совершенно беспристрастное описание того же события – да еще в таком виде, что становится ясно – мемуарист явно приукрасил, придумал или попросту страдал плохой памятью? И при этом описание мемуариста много лет гуляет по разным книгам, а истинную правду видели несколько исследователей, и - либо не донесли правду до остального мира, либо донесли, но не широкому кругу лиц…

  Многие из вас знают князя Феликса Юсупова и его мемуары. Которые, как понятно,
читать надо с ведром соли и скептицизма. Князь был человек выдающийся, несомненно, но и фантазия с воображением у него были огромные. Многое, из написанного им, нужно подвергать всестороннему рассмотрению…да как любые мемуары.
В моем мини-расследовании речь пойдет о последней встрече двух сестер. Императрицы Александры Фёдоровны и ее старшей сестры, великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Последняя встреча – не огромное событие, но оно присутствует почти во всех биографиях великой княгини и императрицы. Почему? Потому что связано с именем Распутина. На этой встрече великая княгиня подняла вопрос о губительном влиянии старца на царскую семью и императрицу, в частности. После чего, Александра Фёдоровна пришла в негодование и выгнала сестру вон…

Великая княгиня, став вдовой, несколько раз в год навещала царскую семью. В годы Первой мировой войны визиты стали более редкими – все были заняты – император постоянно ездил на фронт (в Ставку), императрица с дочерьми работала в госпиталях, Елизавета Фёдоровна тоже трудилась в своей обители и занималась делами благотворительности…Но все же родственники находили время для встреч. В 1916 году великая княгиня виделась с сестрой и ее семьей 3 раза – 2 раза весной и 1 раз в декабре. Декабрьская встреча стала последней.
  Считается, что великая княгиня поехала к сестре как раз с миссией раскрыть той глаза на положение дел в стране и к чему ведет влияние Распутина…По крайней мере, так нам говорят мемуаристы и биографии великой княгини. Графиня Олсуфьева, много лет служившая гофмейстериной при дворе великой княгини и одна из самых преданных ей людей, писала в своей небольшой статье-воспоминании:

«…в декабре 1916 года, она отправилась в Петербург просить о деле, увы, уже проигранном: будь ее совет принят, гибнущую монархию, наверное, можно было бы спасти. Великая княгиня стояла за полное единство между императором и Думой, за строгое соблюдение конституционного закона, провозглашенного в октябре 1905 года, и за ответственный кабинет министров. Она также настаивала, чтобы роковой Распутин был отправлен домой, в Сибирь.
Государыня категорически настаивала, чтобы ее сестра не заводила с Николаем II речи о письме, говоря, что завтра государь уезжает на фронт и его нельзя тревожить политическими делами, сама же она готова все вы¬слушать. Великая княгиня затронула нелегкий вопрос о Распутине; однако, хоть она и поведала о скандальных выходках, которые тот сумел утаить от взора ее величества, ей не удалось переубедить императрицу, уверенную в его святости. Государыня пребывала в столь глубоком заблуждении относительно его характера, что на все увещевания отвечала одно: «Мы знаем, что и прежде клеветали на святых».

Великая княгиня провидела будущее. «Вспомни, — сказала она, — судьбу Людовика XVI». Увы, она ошибалась лишь в оценке масштабов и чудовищ¬ности грядущей катастрофы”

   Вот что по поводу той встречи пишет князь Феликс Юсупов:
«…великая княгиня Елизавета Федоровна, также почти не бывая в Царском, приехала переговорить с сестрой. После того ожидали мы ее у себя. Сидели как на иголках, гадали, чем кончится. Пришла она к нам дрожащая, в слезах. «Сестра выгнала меня, как собаку! – воскликнула она. – Бедный Ники, бедная Россия!»

  
Что называется, почувствуйте разницу – спокойное, четкое повествование у графини Олсуфьевой,и бездна эмоций у князя Юсупова…А на самом деле что было? И как? Из текста видно - графиня не приводит детали семейных драм и не упоминает, что великую княгиню резко выгоняли, да еще как собаку. Конечно, своей старой гофмейстерине, очень щепетильной, уважаемой и любимой, Елизавета Фёдоровна могла и не рассказать всех эмоциональных моментов, ведь та все же не была ее близкой подругой, а скорее преданной коллегой. Другое дело – семья Феликса. Его мать была давней подругой великой княгини, сам Феликс глубоко уважал Елизавету Фёдоровну и она знала многие его тайны. Кроме того, Юсуповы породнились с Романовыми – молодой князь был женат на племяннице царя…Юсуповым великая княгиня могла рассказать и больше, чем гофмейстерине. Но уже давно я усомнилась в словах князя, потому что наткнулась на неувязку…
   Куда и к кому пришла Елизавета Фёдоровна после встречи с сестрой? Из Царского Села, вечером 1 декабря 1916 года, она поехала в Москву. Конечно, вполне могла заехать в Петроград. Но на тот момент в Петрограде был только Феликс! Вся его семья отдыхала на юге России – и мать с отцом, и жена с дочерью. И никого из них в начале декабря в столицах (или Царском Селе) не было. И кто же сидел на иголках вместе с Феликсом? Великий князь Дмитрий Павлович? Кто еще? Вряд ли на подобную встречу князь пригласил бы чужих людей или кого ни попадя…Или князь сказал о себе во множественном числе – память, может быть подвела.. Или в память врезалась встреча его собственной матери летом 1916 года с Александрой Фёдоровной, когда императрица действительно повернулась спиной к Зинаиде Юсуповой (тут Феликс вряд ли приукрасил) и выразила надежду, что они больше не увидятся – вот это больше похоже на «выгнала как собаку”. Мог же князь все спутать в один клубок и, в итоге, получилась семейная драма…

   Семейная драма, безусловно, была…Но тут тоже неувязка. Снова возвращаемся к словам “выгнала как собаку”. И здесь у нас есть чудесные источники с четкими фактами. Первый - камер-фурьерские журналы, которые велись при дворе. В них подробно записывались все основные события придворной жизни – приемы, балы, обеды, парады, а также кого и когда принимали царь с царицей, кто им представлялся, когда они выходили гулять и куда ездили, и что там делали. Сразу оговорюсь – это официальные журналы. Туда могли не заносить всяких мелких происшествий, а иногда и не вписывали много чего – это я поняла, читая уже второй источник - полицейские отчеты. Ведь вся жизнь императорской семьи была под пристальным прицелом еще и Дворцовой полиции – в том числе, велись журналы выездов и приездов, где подробно описывалось, например, по какому маршруту и в какое время катались по парку высокие персоны. Все посты охраны, расставленные по дворцовому парку, также вели свои журналы – кто заехал, кто выехал. В общем, и комару не пролететь!

  И, читая журналы за ноябрь-декабрь 1916 года, можно увидеть следующее. Далее – сухое перечисление.

Царское Село.
30 ноября 1916 года

15.20 - великая княгиня Елизавета Фёдоровна приезжает из Москвы и останавливается в Александровском дворце, в Английских комнатах (первый этаж).
20.00 – обед (в современном понимании, это ужин) – великая княгиня обедает вместе с Николаем Вторым и Александрой Фёдоровной. Больше никто из семьи не присутствует

1 декабря 1916 года
13,00 – Завтрак (в современном понимании – это обед). Великая княгиня Елизавета Фёдоровна завтракает вместе со всей царской семье – император, императрица и все их дети
14.40 – 15.40 - Великая княгиня Елизавета Фёдоровна катается по парку вместе с сестрой
17,00 – Чай. На нем присутствуют – великая княгиня, император и императрица
19.30 – Обед. На нем присутствуют - великая княгиня, император с императрицей и все их 4 дочери.
20.30 - Императрица, вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной, отвезли великую княгиню на ж/д станцию (Императорский павильон) и она уехала в Москву.

   И вот самые последние строки идут вразрез со словами Феликса Юсупова. Если вас выгоняют как собаку, то зачем при этом вежливо провожают на станцию?...В одной из версий тех событий (кстати, приведенных в уже современной биографии Юсупова),я прочла, что императрица якобы еще и вызвала сестре экипаж, чтобы та побыстрей уезжала из дворца! Прямо “мыльная опера”…Сложно представить себе «базарные” сцены между двумя сдержанными дамами, воспитанными в английском духе…

   Серьезный разговор двух сестер состоялся, скорее всего, 1 декабря. Вероятно, во время прогулки, либо после нее. После завтрака сестры поехали кататься, затем остается время до чая (не указано в журналах, что делала императрица). Чай в 17,00 проходил в компании императора, которого Александра Фёдоровна не хотела утомлять политическими разговорами накануне отъезда в Ставку. Возможно, Николай Второй так и уехал 4 декабря, не узнав всех подробностей визита великой княгини. Записи в его дневнике ни на что не намекают. Впрочем, все мы знаем, что из себя представляет его дневник, особенно последних лет жизни – ничего личного, сплошная погода и кого видел-принимал…А после чая, великая княгиня сидела до самого обеда (в 19,30) с племянницей Ольгой (об этом есть запись в дневнике Ольги Николаевны), потому что у императрицы были посетители. Затем – обед – ранее обыкновенного времени, о чем упомянул в дневнике император (обычно обед в 20.00), так как “Элла должна была поспеть на поезд”. В прежние визиты – если великая княгиня уезжала вечером, то в 21,30 ее отвозили на станцию, а иногда ее и не провожали…Здесь, понятно, что-то изменилось. Великая княгиня заторопилась, судя по всему, успеть на другой поезд. Но в Москву ли? (это к теме о том, был ли у нее в этот же день разговор с Юсуповым)…
И все же? Где здесь «выгнанная собака”?..Сестры поговорили – наверняка, не без едва сдерживаемых эмоций – попили чай (держа лицо при Николае Втором), великая княгиня посидела с племянницей, затем чинно пообедали всей семьей, и в итоге младшая сестра, как вежливая хозяйка, взяв с собой дочерей (возможно, чтобы не оставаться с сестрой наедине) – отвезла старшую сестру на станцию. Политес соблюден.

   Так что – никого взашей не выгоняли, экипажей для быстрой отправки на поезд не вызывали…А что до рассказа Юсупова о том, как "они” сидели на иголках – здесь могут помочь только полицейские данные, но именно за эти дни они пока не найдены (если сохранились).

Кстати, 2 декабря 1916 года, на следующий день, царь с царицей снова встречались с Распутиным…

Источники и литература

1. РГИА, фонд 508, оп.3
2. РГИА, фонд 516, оп. 1
3. Августейшие сестры милосердия. М.,2008
4. Дневники императора Николая II (1894—1918). В 2 томах. Том 2. Часть 2 (1914—1917). М.,2014
5. Е. Красных. Князь Феликс Юсупов. "За все благодарю...". Биография. М.,2012
6. А.А.Олсуфьева. Ее Императорское Высочество русская великая княгиня Елизавета Феодоровна // «Письма Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны». М. 2011
7. Ф.Юсупов Князь Феликс Юсупов. Мемуары . М.,2007
Tags: vs, романовы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments