А вот что наш родной, нежный Борисов-Мусатов тоже был обделен природой, об этом в оперативной памяти у меня как-то не было.
На фото - слева
Он родился в семье бедного железнодорожного служащего. В раннем детстве упал со скамейки и тяжело повредил позвоночник, из-за чего он с возрастом он стал горбатым.
Всю жизнь ему делали операции на позвоночнике, и у нас, и заграницей.
Всю жизнь он чувствовал себя очень плохо.
В какой-то момент врачи запретили ему жить в столице, и он отправился в родную губернию, где ему разрешили жить в запущенной усадьбе Голицыных-Прозоровских - знаменитой Зубриловке. Там он нашел свой идеальный образ романтичной русской усадьбы.
Очередная операция была неуспешной. В последний год жизни у него родилась дочь Марианна, но было ясно, что он угасает.
К туберкулезу позвоночника добавилась болезнь почек и сердца.
Он умер в 35 лет в Тарусе, на руках у жены и друзей.
***
Это автопортрет. В автопортретах обычно незаметен недостаток - у Тулуз-Лотрека то же самое.
кто второй мужик - не знаю
"Автопортрет с сестрой" - заметьте, как он обрезает рамой свою несчастную фигуру.
UPD: мужчина на переднем плане - это другой горбун-художник.
в этом автопортрете (спасибо ymblanter) можно заметить тяжесть душевную
Художник Филипп Малявин. Автор - видите, играет перспективными планами, чтобы фигура Борисова-Мусатова на фоне женщин не казалась непропорциональной
(плоховат для Малявина портрет, может - файл неудачный? или по этой фотографии?)
***
Бедный, несчастный, искореженный человек, который искал покой.
А теперь посмотрите еще раз на его картины.
И тут натыкаюсь на статью. Какой-то Игорь ЯКУШЕВ, доцент Северного государственного медицинского университета (Архангельск)
пишет:
"Другой мастер, характер и содержание творчества которого кажутся предопределенными его латентным гомосексуализмом, - В.Борисов-Мусатов. Среди его произведений обнаженные мальчики встречаются не так часто, как у Петрова-Водкина (работы «Мальчик с собакой», 1895 г.; «Мальчик с кувшином», 1896-1898 г.), но имеют столь же неприкрытую гомоэротическую окраску, когда юный натурщик не просто изображается как объект; но художник субъективно любуется им, что кажется совершенно очевидным в названных полотнах. Да и выбранные художником ракурсы тоже кажутся чрезмерно красноречивыми. Разумеется, Борисов-Мусатов чаще рисовал женщин.
Но даже то, что у него было очень мало натурщиц, в силу чего он использовал в этом качестве главным образом свою сестру, не может полностью объяснить демонстративную некрасивость женских персонажей его работ. (...)
И нежная пастельность красок Борисова-Мусатова - даже и в масляных работах саратовского художника, в которых холст отчетливо проступает через тонкий и прозрачный мазок краски, исподволь напоминает о той сензитивности и ласковой нежности, которые свойственны многим гомосексуальным натурам (...).
А если эта точка зрения все-таки не имеет под собой оснований и кажется чересчур предвзятой, то почему тогда надгробие В. Борисова-Мусатова, изваянное скульптором А. Матвеевым, изображает именно спящего нагого мальчика, лежащего навзничь на гранитной плите, а не постоянных героинь живописца с их буклями и кринолинами?... Ведь оба этих художника-земляка были хорошо знакомы друг с другом; и Матвеев прежде даже сделал портрет Борисова-Мусатова..."
***
Если это не "постановка диагноза по аватарке" в научной статье, граждане, то что???
Гомоэротизм он увидел у бедного несчастного одинокого калеки, потому что тот предпочитал нежные краски, не мог найти другой натурщицы, кроме сестры, и на могилу ему изваяли мальчика.
Слов просто нет.