![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/42/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%90._%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2_-_%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%8F_II_%28%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F%29.jpg)
1900 год — Cеров написал портрет императора Николая II.
Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора...»
В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора.
Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет, и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил.
UPD от
"В день взятия Зимнего дворца я [П. И. Нерадовский] находился в Русском музее. Неожиданно пришли ко мне в музейный кабинет три молодых человека со свертком. Они оказались учениками школы Общества поощрения художеств. Все трое рассказали, что они только что были на Дворцовой площади и увидели, как группа солдат стремительно вышла из дворца, неся какую-то картину. Заинтересовавшись и подойдя ближе, узнали, что это был известный портрет работы Серова, изображающий Николая II в тужурке. Увидев, что солдаты из ненависти к царю рвут его портрет штыками, стараясь разорвать его на части, — уже прокололи на нем оба глаза, — они стали просить отдать им портрет, убеждая, что это работа знаменитого русского художника Серова, что она имеет значение для музея, куда ее и нужно отнести. Солдаты вняли просьбе учеников и отдали им портрет. При этом они рассказали ученикам, что сорвали портрет со стены и хотели его совсем уничтожить.
С площади ученики пошли с портретом прямо в музей. Мы разложили на столе остатки портрета, рассмотрели его внимательно: холст не был разорван на части, а был прорван местами. Оба глаза были испорчены — они были проткнуты насквозь. По краям штыковых прорывов краска осыпалась. Оставив у меня портрет, ученики ушли. Я положил портрет между двумя стеклами и запер его в шкаф.
Так он и лежал в шкафу до той поры, пока Зимний дворец не начали приводить в порядок. Не могу вспомнить, когда именно это было, но однажды ко мне в музей пришел комиссар Зимнего дворца. Имени и фамилии его я не запомнил, но припоминаю, что до назначения комиссаром он был рабочим в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Это был очень аккуратный и исполнительный человек. Он очень тщательно и добросовестно выполнял порученное ему дело. (...) Я слушал его подробный рассказ о том, как он восстанавливает обстановку дворцовых комнат. Надо было только удивляться его большой заботливости об имуществе которое ему вверили; кончил он словами: «Я слышал, что портрет Николая II из Зимнего дворца находится у вас». Он сообщил при этом, что теперь портрет работы Серова ему крайне необходим, так как мебель и все вещи в комнатах дворца расставлены по местам, до последней пепельницы, — все расстанавливалось по планам, сохранившимся во дворце. Теперь нехватает только серовского портрета. После того как мы осмотрели с ним портрет, он получил его и довольный ушел, чтобы повесить его на прежнем месте во дворце в том виде, в каком он теперь находится, не реставрируя его". (Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, т. II, 8, cтр. 32-33)