По дороге в Тюменскую область скончалась жена Меншикова. Потом в ссылке он сам и дочь Мария (на картине Сурикова - в черном) умерли от оспы. В живых остались сын и дочь, оба Александры.
А вот дальше началось интересное, о чем я никогда не слышала.
В 1731 году новая императрица Анна Иоанновна возвратила их из Сибири. Княжна Александра была пожалована в фрейлины. Ей была возвращена часть имущества отца: одежда, постельное бельё, медная и оловянная посуда. Затем императрица выдала Александру за младшего брата своего фаворита Бирона.
Возможно, этот брак был заключён с целью получить доступ к иностранным вкладам Меншикова, наследниками которых были его дети. Вильбоа писал:
В описях имения и бумаг Меншикова нашли, что у него находились значительные суммы в банках Амстердамском и Венецианском. Русские министры неоднократно требовали выдачи сих сумм на том основании, что всё имение Меншикова принадлежало правительству русскому по праву конфискации. Но требования не были исполнены, ибо директоры банков, строго следуя правилам своих заведений, отказывались отдать капиталы кому бы то ни было, кроме того, кто положил их, и отдали их тогда только, когда утвердились, что наследники Меншикова были на свободе и могли распоряжаться своим достоянием. Полагали, что сии капиталы, простиравшиеся более нежели на полмиллиона рублей, обращены были в приданое княжне Меншиковой и что сему обстоятельству юный князь Меншиков одолжен был местом штабс-капитана гвардии… |
Так что так - предусмотрительность Меншикова все-таки вытащила его детей из Сибири.