Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

АРТ-РЕЙТИНГ: 20 САМЫХ ДОРОГИХ РУССКИХ КАРТИН

Рекорды аукционных торгов русским искусством: 20 самых дорогих русских картин.

Список самых дорогих картин мира по результатам мировых аукционов открывается произведением Сезанна и включает таких мастеров, как Пикассо, Ван Гог, Уорхол и Фрэнсис Бэкон. Из «русских картин» там одна работа Малевича.

Мы попробовали собрать свой рейтинг самых дорогих произведений действительно «отечественных» художников. Тем более что в этом июне в Лондоне прошли очередные «Русские торги», на которых было установлено несколько новых рекордов.

№ 1. Казимир Малевич — 60 млн долларов
«Супрематическая композиция». 1916 (Sotheby’s, 2008)



В 1927 году советский художник-авангардист Казимир Малевич, собираясь устроить выставку за рубежом, привез в Берлин почти сотню работ, которые остались на хранение у архитектора Хуго Херинга. Тот сберег их в годы нацизма, а в 1950-е годы, уже после смерти Малевича, продал. Недавно наследники Малевича (почти 40 человек) вполне резонно доказали суду, что Херинг картинами не владел, и никакого права торговать ими не имел. Поэтому один из покупателей — государственный музей Стеделек (Голландия) был вынужден расстаться с шедевром, немедленно выставленным наследниками на аукцион. Процедура возвращения других работ с берлинской выставки продолжается.

№ 2. Василий Кандинский — 23 млн долларов
«Этюд для импровизации № 8». 1909 (Christie’s, 2012)

Цветной этюд к одной из картин серии «Импровизации», который изображает героя с золотым мечом то ли Святого Георгия, то ли Бориса или Глеба, незадолго до аукциона можно было в течение трех дней увидеть в Мультимедиа Арт Музее в Москве. Последующая продажа побила рекорд Кандинского, державшийся аж с 1990 года, когда его «Фуга» была продана Christie’s за 22,9 млн долларов. Впрочем, разница цен, как вы видите, небольшая, а если прикинуть инфляцию доллара за прошедшие четверть века, то, пожалуй, «Фуга» все-таки обошлась покупателю подороже.

№ 3. Марк Шагал — 16,3 млн долл
«Юбилей». 1923 (Sotheby’s, 1990)

Картина витебского мечтателя принадлежала прославленному музею Гуггенхайма и попала на арт-рынок, пожалуй, из-за человеческой глупости. Однажды директор музея Томас Кренц вывел из состава фондов ту самую «Фугу» Кандинского, это полотно Шагала и работу Модильяни и выставил на аукцион. На полученные деньги музей приобрел коллекцию из 200 работ американских художников-концептуалистов. Директора, естественно, осуждали, однако сделанного не воротишь.

№ 4. Николай Рерих — 7,88 млн фунтов (около 13,5 млн долларов)
Madonna Laboris. 1931 (Bonhams, 2013)

Один из самых неожиданных рекордов прошлого года — предварительно картина оценивалась в 800 тыс.—1,2 млн фунтов стерлингов, а ушла в 7 раз дороже. Полотно на сюжет «Трудов Богоматери» изображает Марию, которая спускает свой шарф с крепостной стены Рая и тайком проводит в него человеческие души, которых не пускал апостол Петр, привратник Рая. Долгое время работа хранилась в одной американской семье, которая и знать не знала, кто такой Рерих.

№ 5. Николай Фешин — 6,95 млн фунтов (около 11,9 млн долларов)
«Маленький ковбой». 1940 (MacDougall’s, 2010)

Фешин — ученик Репина, эмигрировавший в США в 1923 году, до отъезда успел завоевать на родине художественную репутацию, однако не настолько большую, чтобы о нем не забыли в советские годы. Большая выставка в Третьяковской галерее, прошедшая в 2012 году, помогла соотечественникам вспомнить о нем. «Маленький ковбой» принадлежит к американскому периоду художника — он долго жил в штате Нью-Мексико и оставил множество изображений местных жителей — и ковбоев, и индейцев.

№ 6. Наталья Гончарова — 6,43 млн фунтов (около 11 млн долларов)
«Испанка». Ок. 1916 (Christie’s, 2010)

Наталья Гончарова, гигантская выставка которой недавно закончилась в Третьяковке (кстати, там можно было увидеть и множество картин из серии «Испанки»), — один из самых востребованных русских авторов на рынке. Если бы мы не приняли решение брать от каждого автора по одной картине, ее работы, пожалуй, заполнили весь список. Так, ее же «Цветы» в 2008 году были проданы тем же Christie’s за близкую цену в 5,5 млн фунтов, а «Сбор яблок» годом ранее — за 4,9.

№ 7. Илья Машков — 4,76 млн фунтов (около 8,1 млн долларов)
«Натюрморт с фруктами». 1910 (Christie’s, 2013)

Темпераментный представитель движения «Бубновый валет» лишь недавно ворвался в топы аукционных рейтингов. Даже странно, что этим энергичным и сильным мастером пренебрегали так долго. Впрочем, «Натюрморт», хотя и является типичным образцом манеры художника, с первого взгляда не поражает. Его главная ценность в том, что это одна из его 20 картин, участвовавших в премьерной выставке объединения «Бубновый валет» 1910 года, перевернувшей художественный мир.

№ 8. Илья Репин — 4,52 млн фунтов (около 7,7 млн долларов)
«Парижское кафе». 1875 (Christie’s, 2011)

Ранняя работа Репина, которую художественные критики той эпохи осуждали за фривольный сюжет — тут изображена дама полусвета, осмелившаяся без сопровождения прийти в кафе. Поэтому ни Третьяков, ни другие русские собиратели покупать картину не стали, и в 1916 году она попала в шведскую коллекцию, где и оставалась до недавнего времени.

№ 9. Борис Кустодиев — 4,4 млн фунтов (около 7,5 млн долларов)
«Извозчик». 1923 (Christie’s, 2012)

С 1936 года полотно принадлежало известному физику Петру Капице, наследниками которого оно и было продано два года назад, почти в 2 раза превысив предыдущий рекорд Кустодиева. В 1924 году картина участвовала в престижной нью-йоркской выставке русского искусства, где было выставлено 100 лучших художников страны. Причем на плакат выставки поместили именно «Извозчика», как наиболее яркий собирательный образ нашего искусства.

№ 10. Василий Поленов — 4,07 млн фунтов (около 7 млн долларов)
«Кто из вас без греха?». 1908 (Bonhams, 2011)

Картина, иллюстрирующая эпизод из Нового Завета про Христа и грешницу, является авторским повторением одноименного полотна из Русского музея. Почти век назад она переплыла Атлантический океан (чудом не попав на рейс «Титаника») и оказалась в коллекции американского университета. Там она и провисела почти 80 лет, пока ректор с удивлением не осознал, что неведомый Polenoff поможет ему решить проблему с дефицитом бюджета. Действительно, зачем янки наш Василий Дмитриевич? Что они в нем понимают?

№ 11. Константин Сомов — 3,7 млн фунтов (около 6,3 млн долларов)
«Радуга». 1927 (Christie’s, 2007)

Константин Сомов покинул Советы в 1923 году в качестве уполномоченного той самой «Русской выставки», на постер которой пошел «Извозчик» Кустодиева. На родину Сомов не вернулся, осев, разумеется, в Париже. Изысканный представитель движения «Мир искусства» в эмиграции продолжал воспроизводить все те же тонкие и деликатные образы, которыми прославился в эпоху Серебряного века, и поэтому даже его картина 1927 года прекрасно иллюстрирует дореволюционную атмосферу.

№ 12. Василий Верещагин — 3,6 млн фунтов (около 6,2 млн долларов)
«Жемчужная мечеть в Агре», 1870—80-е (Christie’s, 2014)

Один из рекордов, установленных на Русских торгах в прошлом месяце. Картина Верещагина практически все время своего существования находилась в Штатах. В 1888 году она была в числе картин на выставке Верещагина, путешествовавшей через Нью-Йорк, Чикаго, Балтимор и Бостон. Кстати, все 110 картин с этой выставки после ее окончания ушли с молотка, так что почитателей таланта художника все еще ожидают новые открытия — в каких-нибудь пыльных кладовках очередных американских университетов.

№ 13. Владимир Боровиковский — 2,99 млн фунтов (около 5,1 млн долларов)
«Портрет графини Л.И. Кушелевой с сыновьями Александром и Григорием», 1803 (Christie’s, 2014)

Другой рекорд прошлого месяца примечателен еще и тем, что это самая старинная картина в нашем списке. Действительно, парадные портреты кисти Боровиковского — портретиста Екатерины Великой и Павла Первого — это вещи поистине музейного уровня, и на торги они попадают крайне редко. Забавно, что на Christie’s, кажется, и сами не знали, как Боровиковский нам дорог, и выставили его по начальной цене всего в 50–70 тыс. фунтов. А выручили 3 миллиона! Кстати, парный портрет, изображающий мужа графини, был продан в два раза дешевле: явное доказательство того факта, что старинные портреты нарядных женщин всегда интереснее, чем мужские.

№ 14. Илья Кабаков — 2,9 млн фунтов (около 5 млн долларов)
«Жук». 1985 (Phillips de Pury, 1998)

А эта работа легендарного художника-концептуалиста, наоборот, самая свежая в нашем списке. Рекорд установлен в аукционном доме Phillips de Pury, который специализируется на современном искусстве, и не побит уже многие годы.

№ 15. Александр Яковлев — 2,82 млн фунтов (около 4,8 млн долларов)

«Портрет художника Василия Шухаева в его мастерской», 1928 (Christie’s, 2007)


Художники Яковлев и Шухаев были большими друзьями, и памятником их дружбы остался знаменитый Двойной автопортрет в виде Арлекина и Пьеро из Русского музея. Этот же портрет, изображающий Шухаева в рабочем халате на фоне мастерской, кажется немного скучноватым. Предыдущий рекорд Яковлева — картина «Тити и Наранге, дочери вождя Эки Бондо» (2,5 млн. долл), написанная художником после вояжа по Африке, — право, намного любопытнее.

№ 16. Иван Айвазовский — 2,7 млн фунтов (около 4,6 млн долларов)
«Американские суда у скалы Гибралтара». 1873 (Christie’s, 2007)

Знаменитый художник-маринист оставил такое количество полотен и так популярен среди копиистов, что до аукционов добираются только по-настоящему достоверные произведения. Это полотно было подарено на свадьбу в 1919 году предкам последнего владельца.

№ 17. Павел Кузнецов — 2,37 млн фунтов (около 4 млн долларов)
«Восточный город. Бухара», 1928 (MacDougall’s, 2014)


Один из прорывов нынешнего года — картина нежного советского романтика Павла Кузнецова, который находил поэзию в среднеазиатской жаре. Кстати, высокие результаты прошедшей в июне Русской недели, по комментариям представителей аукционных домов, — хороший показатель, потому что весной из-за страха санкций арт-рынок слегка притих.

№ 18. Борис Григорьев — 3,72 млн долларов (около 6,3 млн долларов)
«Пастух в горах» («Клюев-пастырь»). 1920 (Sotheby’s, 2008)

Картина из серии «Расея», посвященной устрашающему русскому крестьянству, изображает крестьянского поэта Николая Клюева в образе пастуха. Предыдущий рекорд язвительного художника Григорьева составил 3,2 млн долларов за картину «Бретонские волынщики» из серии, посвященной французской провинции Бретань, где он жил в 1920-х.

№ 19. Кузьма Петров-Водкин — 3,6 млн долларов
«Натюрморт. Яблоки и яйца», 1921 (MacDougall’s, 2012)


Продажа натюрморта, написанного в весьма узнаваемой манере Петрова-Водкина, аукционным домом MacDougall’s (который специализируется на русском искусстве) почти на 1 млн улучшила результат 2010 года. Тогда портрет мальчика Васи ушел за 2,66 млн долларов.

№ 20. Юрий Анненков — 2,26 млн фунтов (около 3,9 млн долларов)
«Портрет А.Н. Тихонова», 1922 (Christie''s, 2007)

Анненков памятен любителям литературы Серебряного века по графическим портретам писателей и поэтов. Живописный портрет, созданный с использованием техники коллажа — поверх масляной краски здесь положены стекло и штукатурка, и даже приделан настоящий дверной звонок,— также изображает писателя по фамилии Тихонов-Серебров. Впрочем, от других моделей Анненкова — например, Ахматовой, Пастернака или Максима Горького, этот человек потомкам не запомнился. А то бы картина, разумеется, была бы продана намного дороже.



Софья Пономарева для "Ваш Досуг"
http://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/74104/

Tags: аукционы, искусство русское
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments