С утра хожу и ною на жалистный мотивчик: "За что же Стенька утопил княжну - и не одну, и не одну..."
Поэтому надо срочно выговориться, чтоб отвязалось.
А дело в том, что неожиданно прилетел отклик на запись аж трехлетней давности - про чудесное спасение персидской княжны. Со ссылкой на солидную монографию, автор которой утверждает, что никакой княжны Степан Тимофеевич Разин не топил.
Не могу с ним согласиться.
Топил или не топил? - историки спорят об этом уже не первое столетие.
Адвокаты Разина приводят массу аргументов в его пользу. Выстраивают линию защиты на его моральных казацких качествах, не позволяющих якобы топить живых женщин.
Доказывают, также, что никакой персидской княжны вовсе не было, потому что после разгрома в 1669 году персидской флотилии Мамед-хана в бою у Свиного острова на Каспии, Разиным был захвачен в плен сын флотоводца персидский принц Шабалда, а не дочь.
Одновременно находят якобы нестыковки в свидетельских показаниях современников. Вот, мол, голландец Ян Стрейс называет княжну персиянкой и пишет, что Разин совершил ея утопление по пьянке. А Людвиг Фабрициус называет ее татарской знатной девой и утверждает, что дело было рано утром, на трезвую голову. - не из хулиганских побуждений, а по причине вещего сна.
При этом почему-то оставляется без внимания один очевидный аспект, плавающий на поверхности.
Читаем у Стрейса:
"...Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты, прекрасная река, от тебя я получил так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей славы, чести и тьфу за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу больше быть неблагодарным!» Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку..."
Сразу вопрос к внимательным читателям: в какую реку? Правильно, в Волгу! Где-то в районе Астрахани. Практически, как в известной песне.
Теперь читаем у Фабрициуса в его книге "Три путешествия":
«Стенька весьма необычным способом принес в жертву красивую и знатную татарскую деву . Год назад он полонил ее и до сего дня делил с ней ложе. И вот перед своим отступлением из Яицкого городка он поднялся рано утром, нарядил бедняжку в ее лучшие платья и сказал, что прошлой ночью ему было грозное явление водяного бога Ивана Гориновича, которому подвластна река Яик. Тот укорял его за то, что он, Стенька, уже три года удачлив, столько захватил добра и денег с помощью водяного бога Ивана Гориновича, а обещаний своих не сдержал. Ведь когда он впервые пришел на своих челнах на реку Яик, он обещал богу Ивану Гориновичу: «Буду я с твоей помощью удачлив, то и ты можешь ждать лучшего из того, что я добуду». Тут он схватил несчастную женщину и бросил ее в полном наряде в реку с такими словами: «Прими это, покровитель мой Горинович, у меня нет ничего лучшего, что я мог бы принести тебе в дар или жертву, чем эта красавица».
И где тут Волга и Астрахань? Нету! Вместо них - Яицкий городок (ныне - Уральск) и река Яик (Урал). И датируется история 1667 годом.
Даже ребенку ясно, что это две совершенно разные девы. Увы, с похожей трагической судьбой.
Оппоненты могут возразить, что обоим свидетелям веры нет, потому как оба - иностранцы, а их хлебом не корми, дай оклеветать русского человека.
И вот тут - внимание!
Все защитники Разина старательно обходят полным молчанием тот факт, что существовал еще один эпизод.
И уж о нем-то поведал человек совершенно русский, более того - строгой старой веры.
Читаем у Николая Мельникова (А. Печерского) в книге "В лесах" (цитирую с некоторыми сокращениями текста, для экономии места):
"...Запел Артемий одну из разинских песен, их так много сохраняется в Поволжье:
Как повыше было села Лыскова,
Как пониже было села Юркина,
Супротив села Богомолова:
В луговой было во сторонушке,
Протекала тут речка быстрая,
Речка быстрая, омутистая,
Омутистая Лева Керженка
...
Выплывала легка лодочка,
Легка лодочка атаманская,
Атамана Стеньки Разина.
...
Посередь лодки парчевой шатер.
Как во том парчевом шатре
Лежат бочки золотой казны.
На казне сидит красна девица -
Атаманова полюбовница,
Есаулова сестра родная,
Казакам-гребцам - тетушка.
Сидит девка, призадумалась,
Посидевши, стала сказывать:
"Вы послушайте, добры молодцы,
Вы послушайте, милы племяннички,
Уж как мне, младой, мало спалося,
Мало спалося, много виделось,
Не корыстен же мне сон привиделся:
Атаману-то быть расстрелену,
Есаулу-то быть повешену,
Казакам-гребцам по тюрьмам сидеть,
А мне, вашей родной тетушке,
Потонуть в Волге-матушке".
- Вишь, и девки в те поры пророчили!- сказал Артемий, - Атаманова полюбовница вещий сон провидела... Вещая девка была... Сказывают, Соломонидой звали ее, а родом была от Старого Макарья, купецкая дочь... И все сбылось по слову ее, как видела во сне, так все и сталось... С ней самой атаман тут же порешил, - матушке Волге ее пожертвовал... хвать Соломониду поперек живота, да со всего размаху как метнет ее в Волгу-матушку... Вот каков был удалой атаман Стенька Разин, по прозванью Тимофеевич!.. "
Вот каков был Стенька! - воскликнем и мы вслед за рассказчиком.
Согласитесь, что утопив соотечественницу Соломониду, с иноземными девами Стенька и подавно не чикался бы.
А три эпизода - это, между прочим, уже серия.
Поэтому надо срочно выговориться, чтоб отвязалось.
А дело в том, что неожиданно прилетел отклик на запись аж трехлетней давности - про чудесное спасение персидской княжны. Со ссылкой на солидную монографию, автор которой утверждает, что никакой княжны Степан Тимофеевич Разин не топил.
Не могу с ним согласиться.
Топил или не топил? - историки спорят об этом уже не первое столетие.
Адвокаты Разина приводят массу аргументов в его пользу. Выстраивают линию защиты на его моральных казацких качествах, не позволяющих якобы топить живых женщин.
Доказывают, также, что никакой персидской княжны вовсе не было, потому что после разгрома в 1669 году персидской флотилии Мамед-хана в бою у Свиного острова на Каспии, Разиным был захвачен в плен сын флотоводца персидский принц Шабалда, а не дочь.
Одновременно находят якобы нестыковки в свидетельских показаниях современников. Вот, мол, голландец Ян Стрейс называет княжну персиянкой и пишет, что Разин совершил ея утопление по пьянке. А Людвиг Фабрициус называет ее татарской знатной девой и утверждает, что дело было рано утром, на трезвую голову. - не из хулиганских побуждений, а по причине вещего сна.
При этом почему-то оставляется без внимания один очевидный аспект, плавающий на поверхности.
Читаем у Стрейса:
"...Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты, прекрасная река, от тебя я получил так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей славы, чести и тьфу за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу больше быть неблагодарным!» Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку..."
Сразу вопрос к внимательным читателям: в какую реку? Правильно, в Волгу! Где-то в районе Астрахани. Практически, как в известной песне.
Теперь читаем у Фабрициуса в его книге "Три путешествия":
«Стенька весьма необычным способом принес в жертву красивую и знатную татарскую деву . Год назад он полонил ее и до сего дня делил с ней ложе. И вот перед своим отступлением из Яицкого городка он поднялся рано утром, нарядил бедняжку в ее лучшие платья и сказал, что прошлой ночью ему было грозное явление водяного бога Ивана Гориновича, которому подвластна река Яик. Тот укорял его за то, что он, Стенька, уже три года удачлив, столько захватил добра и денег с помощью водяного бога Ивана Гориновича, а обещаний своих не сдержал. Ведь когда он впервые пришел на своих челнах на реку Яик, он обещал богу Ивану Гориновичу: «Буду я с твоей помощью удачлив, то и ты можешь ждать лучшего из того, что я добуду». Тут он схватил несчастную женщину и бросил ее в полном наряде в реку с такими словами: «Прими это, покровитель мой Горинович, у меня нет ничего лучшего, что я мог бы принести тебе в дар или жертву, чем эта красавица».
И где тут Волга и Астрахань? Нету! Вместо них - Яицкий городок (ныне - Уральск) и река Яик (Урал). И датируется история 1667 годом.
Даже ребенку ясно, что это две совершенно разные девы. Увы, с похожей трагической судьбой.
Оппоненты могут возразить, что обоим свидетелям веры нет, потому как оба - иностранцы, а их хлебом не корми, дай оклеветать русского человека.
И вот тут - внимание!
Все защитники Разина старательно обходят полным молчанием тот факт, что существовал еще один эпизод.
И уж о нем-то поведал человек совершенно русский, более того - строгой старой веры.
Читаем у Николая Мельникова (А. Печерского) в книге "В лесах" (цитирую с некоторыми сокращениями текста, для экономии места):
"...Запел Артемий одну из разинских песен, их так много сохраняется в Поволжье:
Как повыше было села Лыскова,
Как пониже было села Юркина,
Супротив села Богомолова:
В луговой было во сторонушке,
Протекала тут речка быстрая,
Речка быстрая, омутистая,
Омутистая Лева Керженка
...
Выплывала легка лодочка,
Легка лодочка атаманская,
Атамана Стеньки Разина.
...
Посередь лодки парчевой шатер.
Как во том парчевом шатре
Лежат бочки золотой казны.
На казне сидит красна девица -
Атаманова полюбовница,
Есаулова сестра родная,
Казакам-гребцам - тетушка.
Сидит девка, призадумалась,
Посидевши, стала сказывать:
"Вы послушайте, добры молодцы,
Вы послушайте, милы племяннички,
Уж как мне, младой, мало спалося,
Мало спалося, много виделось,
Не корыстен же мне сон привиделся:
Атаману-то быть расстрелену,
Есаулу-то быть повешену,
Казакам-гребцам по тюрьмам сидеть,
А мне, вашей родной тетушке,
Потонуть в Волге-матушке".
- Вишь, и девки в те поры пророчили!- сказал Артемий, - Атаманова полюбовница вещий сон провидела... Вещая девка была... Сказывают, Соломонидой звали ее, а родом была от Старого Макарья, купецкая дочь... И все сбылось по слову ее, как видела во сне, так все и сталось... С ней самой атаман тут же порешил, - матушке Волге ее пожертвовал... хвать Соломониду поперек живота, да со всего размаху как метнет ее в Волгу-матушку... Вот каков был удалой атаман Стенька Разин, по прозванью Тимофеевич!.. "
Вот каков был Стенька! - воскликнем и мы вслед за рассказчиком.
Согласитесь, что утопив соотечественницу Соломониду, с иноземными девами Стенька и подавно не чикался бы.
А три эпизода - это, между прочим, уже серия.