Любители искусства и искусствоведческих загадок, скорее всего, помнят громкую историю 2011 года о картине «Спаситель мира» («Salvаtor Mundi»), атрибутированной самому Леонардо да Винчи. Написанное маслом на доске изображение Христа с поднятой в благословляющем жесте рукой несколько ведущих специалистов по Леонардо с большой долей вероятности признали произведением этого великого мастера. Произведение, датируемое примерно 1490–1500 годами, сменило множество владельцев — от английского короля Карла I до консорциума арт-дилеров, включающего Роберта Саймона (Robert Simon) и Алекса Пэриша (Alexander Parish).
В середине ХХ века «Спасителя мира» считали работой ученика Леонардо Джованни Больтраффио (Giovanni Boltraffio) и тогда же работу продали с аукциона всего за 45 фунтов. Из-за многочисленных и не самых умелых реставраций внешний вид произведения оставлял желать лучшего (потому-то в авторство Леонардо верилось с трудом). Однако после тщательной очистки поздних наслоений проступило и леонардовское сфумато, и небесно-голубой цвет облачений Христа. Состояние картины не безупречное, но в том, что это все-таки Леонардо, похоже, уже никто не сомневается. Первым свидетельством общественного признания стало участие работы в грандиозной выставке Леонардо да Винчи в лондонской Национальной галерее (ноябрь 2011 — февраль 2012), где «Спасителя мира» представили рядом с «Прекрасной Ферроньерой», нашей эрмитажной «Мадонной» и другими бесспорными шедеврами мастера. Чуть позже, в 2012 году произведение демонстрировали в Далласком музее искусств, который попытался работу купить.
А теперь новый и весьма убедительный аргумент в пользу подлинности: «Спасителя мира» купили в частной сделке за сумму от 75 до 80 миллионов долларов, — сообщает New York Times. Дилерский консорциум с участием Пэриша и Саймона провел частную транзакцию в мае 2013 года при посредничестве Sotheby’s, однако информация об этой сделке просочилась в СМИ только сейчас. Имя нового владельца не разглашается. О продаже «Спасителя мира» журналистам рассказал, в частности, лондонский дилер Энтони Кричтон-Стюарт (Anthony Crichton-Stuart). По его мнению, цена в 75–80 миллионов долларов справедливая: с одной стороны, она соответствует не самому лучшему состоянию работы, а с другой — согласуется с тем, что автором «Спасителя мира» является один из величайших художников всех времен.
UPD:
2017 год
Несколько лет новый владелец картины оставался неизвестным, только в 2015 году открылось его имя — им оказался российский миллионер Дмитрий Рыболовлев (№ 12 в русском списке Forbes 2016 года). К сожалению, это выяснилось не благодаря открытию нового музея или хотя бы выставки, а из-за уголовного дела. Рыболовлев добился ареста своего давнего посредника — арт-дилера Ива Бувье, по обвинению в мошенничестве.
Разговорившись как-то с предыдущим владельцем своего Модильяни, российский коллекционер выяснил, что тот получил за него 93,5 миллионов долларов, в то время как сам он заплатил 118. Рыболовлев стал копать дальше: оказалось, что почти все предыдущие владельцы картин получали намного меньше денег, чем он платил. Вот и «Спаситель мира» обошелся ему в 127,5 миллиона долларов, а не в 75–80. Учитывая, что еще в его коллекции находятся Тулуз-Лотрек, Ван Гог, Гоген, Моне, Дега, Матисс, Пикассо, Модильяни, Ротко, Климт, Магритт и т. д., голова идет кругом от сумм, утекших между пальцами за то долгое время, которое работал с ним Бувье.