Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Исторический музей открыл новый зал и выставку ампирного портрета


Государственный Исторический музей (ГИМ) представил в среду "потерянный" Екатерининский зал, а также выставку "Портретная", открывшуюся в только что отреставрированном пространстве.

Хотя Екатерининский зал был спроектирован архитектором А.П. Поповым одновременно со всеми интерьерами музея в 1880-х годах, почти весь ХХ век он оставался "потерянным" для публики. Запланированный классический декор не был завершен, настоящее имя забыто и, вдобавок, годами в зале находилась масштабная экспозиция о наполеоновском нашествии. Обилие экспонатов не позволяло разглядеть интерьер. После переезда этих предметов в отдельное здание Музея Отечественной войны 1812 года прошлой осенью опустевший зал почти на год закрыли на историческую реконструкцию.

"Даже мы, сотрудники Исторического музея, удивились, когда увидели, каким оказался этот зал", — сказал на открытии директор ГИМа Алексей Левыкин.


Интерьер был восстановлен по сохранившимся проектам, стенам был придан синий цвет вместо зеленого. Восстановленный Екатерининский зал оказался абсолютно "петербургским" по духу — напоминающим дворцовые интерьеры Царского Села, Гатчины, Павловска и других зданий русского классицизма. Это отличает пространство от других помещений Исторического музея, которые сделаны, в основном, в древнерусском стиле и предназначены для древнерусских же экспонатов, а потому иногда воспринимаются как тесноватые.

Новый зал станет своеобразной рекреационной зоной, где можно будет посидеть и отдохнуть. "Уже есть идея проведения здесь музыкальных салонов, и я надеюсь, что к осени мы воплотим эту мысль. А может быть, и раньше", — добавил Левыкин.

Вернисаж портретов

Какова будет постоянная экспозиция в просторном и светлом классицистическом зале — неясно, вероятно, это будут памятники из подходящей по стилю исторической эпохи XVIII-XIX веков.

Пока же в его стенах почти год, до следующего апреля, будет проходить выставка "Портретная", где представлены царские и дворянские портреты, предметы мебели и интерьера из коллекции Исторического музея. Выставленные картины являются отличными образцами русской портретной живописи рубежа XVIII-XIX веков – это произведения Рокотова, Боровиковского, Кипренского, Виже-Лебрен и других.


Авторы экспозиции хотели не создать стандартную выставку со множеством предметов в витринах, а воспроизвести жилое пространство богатой дворянской усадьбы. В таких дворцах часто бывали специальные "портретные комнаты" (отсюда и название выставки).

«Мы хотели показать портреты именно так, как их воспринимали современники – в размеренном темпе, в окружении предметов быта, торжественно и парадно», - рассказала РИА Новости одна из создателей экспозиции, сотрудник Исторического музея Наталья Перевезенцева.

Здесь представлены портреты очень большого размера, которые изготавливали для украшения именно таких интерьеров, каким оказался новый Екатерининский зал. Полотен всего девять, но выставка не кажется маленькой. Они настолько крупны по размеру, что обыкновенно для них не находится места в постоянной экспозиции ГИМа и они хранятся в закрытых фондах.

Все эти картины — традиционные парадные портреты эпохи зрелого классицизма и ампира — изображают аристократов на фоне драпировок, колонн и других атрибутов роскоши.  В первую очередь, стоит отметить изображение императрицы, давшей имя залу - "Портрет Екатерины II" кисти Ф.С. Рокотова (конец 1770-1880-е), а также произведения В.Л. Боровиковского и О.А. Кипренского – портреты Николая (1818-9) и Дмитрия Шереметевых (ок. 1824) – вдовца и сына знаменитой крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.

Кроме того, любопытны образцы «россики» (работ иностранных художников для русских заказчиков): это «Портрет А.А. Чернышевой с дочерью Е.И. Вадковской» (1783)  кисти А. Кауфман, парные изображения В.П. Давыдова и его жены О.И. Давыдовой кисти К. Робертсон, а также произведение предположительно Э. Виже-Лебрен «Портрет Н.Ф. Енгалычевой с дочерью Анной» и «Портрет А.А. Голицыной» предположительно Ф.Ф. Кюнеля. Неизвестному художнику принадлежит портрет юного Александра I, интересный тем, как он попал в музей – в конце XIX века его попросту купили «на торгу».



Экспозиция дополнена мраморными бюстами и характерной ампирной мебелью, украшенной фигурами сфинксов, грифонов и гусей.

Оригинал
Tags: выставки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments