Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Великий и позабытый

В Кремле открылась выставка, посвящённая великому князю Ивану III. Мы этого правителя представляем плохо. В отличие от грозного внука, этому Ивану не досталось ни Репина, ни Эйзенштейна с Гайдаем. Попробуем вообразить сцены из его жизни – а в качестве реквизита возьмем её экспонаты.


Крест «корсунский», хрусталь.
Сцена первая. Невеста великого князя, последняя византийская принцесса, торжественно подъезжает к Москве. Беженку вырастил папа Римский. В процессии – хитроумные католические прелаты, которые зарятся на православное государство молодожёна. Первым едет легат – в руках у него огромный католический крест из хрусталя. Свадебный поезд встречает суровый и мощный боярин Федор Хромой, посланный Иваном. Как говорят летописи, он вырывает у папского легата распятие. План вступить в Кремль под знаком католического креста сорван.

Через пару поколений эту историю никто и не вспоминает. Крест же, хранящийся в Успенском соборе, считают присланным из византийского Херсонеса аж Владимиру Святому и называют «корсунским». Любопытный пример работы пиар-стратегии Ивана III по идеологическому превращению Москвы в «Третий Рим», наследник Второго.

Георгий Победоносец

Сцена вторая. Над главными въездными воротами в Кремль Иван торжественно водружает каменную статую Георгия Победоносца. Это-то в православной стране, где круглую скульптуру веками не делали. И веками, до Петра Великого, больше делать не будут! Статуи до наших дней не сохранилось – на выставке деревянный аналог, раскрашенная деревянная примерно того же времени. Вполне в настроении романики или раннего итальянского Ренессанса, между прочим.
Еще над воротами Иван прикрепил плиту с высокомерной надписью на латыни, где называл себя великим государем. Кстати, это первый сохранившийся текст полного Государева Титула русского монарха. Важно, что он на латыни – писано напоказ, для иностранцев, а не для наших. Плита сохранилась чудом – в 1930-е годы тогдашние кремлевские жители чуть было ее не уничтожили. Даже начали стесывать текст – так, наверно, царская спесь Ивана их даже через века припекала.



Пелена. Мастерская Елены Волошанки
Сцена третья. Пожилой Иван III берет своего внука Дмитрия в соправители. Молодого князя впервые на Руси венчают на царство – коронуют. Почему бы и нет? Кесарей в сожженном Константинополе больше нет, значит – будут на Москве! За троном мрачно шепчется вторая жена Ивана – Софья и ее сын Василий. Вскоре Софья своими интригами добьется падения Дмитрия-Внука и его матери Елены Волошанки. Оба умрут в кандалах. Наследником будет объявлен полу-византиец Василий. Но до этого пока далеко. Мать соправителя Елена сидит в своем тереме и вышивает кичливый рисунок, на котором её помазанный сын предстает Богородице среди толпы родственников. Софья – где-то внизу, в самом углу.
* * *

Так что предостережём – бродить среди экспонатов этой выставки, не прочитав предварительно «ЖЗЛ» Ивана III (автор проф. Николай Борисов), или хотя бы каталог, неинтересно. Иконы, распятия, ювелирные изделия, вышивка и оружие – это, конечно, красиво. Но предметы хоть и покажутся знакомыми, но сами ничего не скажут. Хотя на самом деле тут всё – о власти. О том, какими методами Иван поднимал государство, становился одним из трех «Великих» россиян, вместе с Петром I и Екатериной II.



Пелена «Чудо в Хонех», фрагмент
Жалко, что время уничтожило все его личные вещи. И мы не сможем вглядеться в личность этого гениального тактика, что умел перехитрить всех. Не губил православные души, вступая в прямую схватку: то сказывался больным, уклоняясь от встречи с послами гневного татарского хана, а потом и вовсе пересидел татар на Угре и свергнул иго. Который улыбался в бороду, не говорил лишку и выпивал, но смотрел на женщин таким взглядом, что они от него в обморок падали. Который построил самый красивый собор – Успенский, а проектировщиком пригласил Фьораванти, не архитектора, а фортификатора и фальшивомонетчика.

Удивительное, конечно, тогда было время, кипящее. Сплав недобитого татарами русского средневековья, сохранившегося только благодаря побегу в северные леса – и энергичного нового. Колоссальные стройки (Кремль, соборы), приезжие иностранцы, «библиотека Ивана Грозного» из приданого Софьи… Еще прекрасные иконы и вышивки. Только цвета у них какие-то ярко-тревожные. Удивительно ли? Ведь Константинополь только-только пал, и Москва – теперь последний оплот православия.

В год 400-летия Романовых сделать богатую выставку, посвященную рюриковичу – как-то странно. Юбилейные экспозиции открываются в Историческом музее, Коломенском, музее Пушкина на Пречистенке и т.п. Но вдруг на их фоне кремлёвская экспозиция оказывается полезным предисловием к 300-летнему царствованию следующей династии. Мы видим, что все основы империи, с которыми пришлось управляться Романовым – был заложен как раз при Иване III.

Кремль, Патриаршие палаты,
до 14 июля 2013 года

Оригинал статьи


Tags: выставки, цари
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments