Сцена первая. Невеста великого князя, последняя византийская принцесса, торжественно подъезжает к Москве. Беженку вырастил папа Римский. В процессии – хитроумные католические прелаты, которые зарятся на православное государство молодожёна. Первым едет легат – в руках у него огромный католический крест из хрусталя. Свадебный поезд встречает суровый и мощный боярин Федор Хромой, посланный Иваном. Как говорят летописи, он вырывает у папского легата распятие. План вступить в Кремль под знаком католического креста сорван.
Через пару поколений эту историю никто и не вспоминает. Крест же, хранящийся в Успенском соборе, считают присланным из византийского Херсонеса аж Владимиру Святому и называют «корсунским». Любопытный пример работы пиар-стратегии Ивана III по идеологическому превращению Москвы в «Третий Рим», наследник Второго.
Георгий Победоносец
Сцена вторая. Над главными въездными воротами в Кремль Иван торжественно водружает каменную статую Георгия Победоносца. Это-то в православной стране, где круглую скульптуру веками не делали. И веками, до Петра Великого, больше делать не будут! Статуи до наших дней не сохранилось – на выставке деревянный аналог, раскрашенная деревянная примерно того же времени. Вполне в настроении романики или раннего итальянского Ренессанса, между прочим.
Еще над воротами Иван прикрепил плиту с высокомерной надписью на латыни, где называл себя великим государем. Кстати, это первый сохранившийся текст полного Государева Титула русского монарха. Важно, что он на латыни – писано напоказ, для иностранцев, а не для наших. Плита сохранилась чудом – в 1930-е годы тогдашние кремлевские жители чуть было ее не уничтожили. Даже начали стесывать текст – так, наверно, царская спесь Ивана их даже через века припекала.
Пелена. Мастерская Елены Волошанки
* * *
Так что предостережём – бродить среди экспонатов этой выставки, не прочитав предварительно «ЖЗЛ» Ивана III (автор проф. Николай Борисов), или хотя бы каталог, неинтересно. Иконы, распятия, ювелирные изделия, вышивка и оружие – это, конечно, красиво. Но предметы хоть и покажутся знакомыми, но сами ничего не скажут. Хотя на самом деле тут всё – о власти. О том, какими методами Иван поднимал государство, становился одним из трех «Великих» россиян, вместе с Петром I и Екатериной II.
Пелена «Чудо в Хонех», фрагмент
Удивительное, конечно, тогда было время, кипящее. Сплав недобитого татарами русского средневековья, сохранившегося только благодаря побегу в северные леса – и энергичного нового. Колоссальные стройки (Кремль, соборы), приезжие иностранцы, «библиотека Ивана Грозного» из приданого Софьи… Еще прекрасные иконы и вышивки. Только цвета у них какие-то ярко-тревожные. Удивительно ли? Ведь Константинополь только-только пал, и Москва – теперь последний оплот православия.
В год 400-летия Романовых сделать богатую выставку, посвященную рюриковичу – как-то странно. Юбилейные экспозиции открываются в Историческом музее, Коломенском, музее Пушкина на Пречистенке и т.п. Но вдруг на их фоне кремлёвская экспозиция оказывается полезным предисловием к 300-летнему царствованию следующей династии. Мы видим, что все основы империи, с которыми пришлось управляться Романовым – был заложен как раз при Иване III.
Кремль, Патриаршие палаты,
до 14 июля 2013 года
Оригинал статьи