Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Леонардо да Винчи: Дама с горностаем (Чечилия Галлерани)

Большинство экспертов по Леонардо считают, что эта молодая женщина должна быть Чечилией Галлерани, любовницей Лодовико Сфорца, герцога Миланского[58]. Ее глаза повернуты по направлению к левому плечу – поза, которая кажется удивительно ненапряженной, учитывая угол, под которым повернута голова. Легкость ее позы также предполагается нежной мягкостью ее детского лица и тем, каким образом ее гладко зачесанные волосы обхватывают ее подбородок, будто концы чепчика-боннета, как их сферический ритм отзывается и варьируется в двойных нитках бус, дважды обмотанных вокруг ее шеи.



Ее просто уложенные волосы и отвернувшийся взгляд придают модели атмосферу целомудренной респектабельности. Истолкование иконографического значения горностая, атрибута модели, подтверждает это впечатление; эффект, очевидно, задуманный и художником, и заказчиком. Еще в III в. н.э. в назидательном бестиарии «Физиолог» белоснежная шкурка горностая сделала его символом целомудрия и чистоты. Поскольку греческое название зверька «гале», то знание классических древностей делало возможным для зрителя увидеть в имени животного псевдо-этимологический каламбур на первые два слога фамилии модели – Галлерани. Остроумная словесная риторика подобного рода была популярна при дворах итальянских государей, и часто включала каламбуры на имена важных персон. Кроме того, горностай был одной из эмблем в гербе Лодовико; его целью там было привлечь внимание на его качества и возможности.

Тонкая модуляция художником жилистой мускулатуры горностая и акцент на его выпущенных когтях обращает внимание на хищную натуру животного, которая, хотя и диаметрально противостоит его моральному и религиозному истолкованию является (даже не прибегая к психонализу), благодаря очевидному сексуальному символизму, метафорой, подкрепляемой вагинальным символизмом разрезного рукава. Нет ничего необычного в том, чтобы обнаружить тему сексуальной потенции в искусстве итальянского Ренессанса (см. «Андреа Дони в образе Нептуна»  Бронзино, илл. с. 92); здесь же интересна игровая тенденция в указании на двусмысленный характер общепринятой морали: от женщины требуется быть не только целомудренной, но и преданной любовницей.

Фон с надписью «LA BELLE FERONIERE» был добавлен позже, и не рукой Леонардо. Патина масляной поверхности, однако, усиливает резкость контуров и яркое присутствие хрупкой фигуры с ее длинной, тонкой рукой.

Картина упоминается в письме от Чечилии Галлерани к Изабелле д’Эсте, датированном 29 апреля 1498 года. Изабелла попросила Чечилию прислать ей картину. Чечилия отвечает, что она не может удовлетворить эту просьбу, поскольку «она была написана, когда она была еще очень молода; ныне же ее внешность полностью изменилась»[60]. Поэтому видимо правильно предположить, что Леонардо написал портрет, когда Чечилия стала любовницей Лодовико, другими словами, вскоре после 1481 года.

Большинство экспертов по Леонардо считают, что эта молодая женщина должна быть Чечилией Галлерани, любовницей Лодовико Сфорца, герцога Миланского[58]. Ее глаза повернуты по направлению к левому плечу - поза, которая кажется удивительно ненапряженной, учитывая угол, под которым повернута голова. Легкость ее позы также предполагается

Источник: Norbert Schneider. The Art of the Portrait: Masterpieces of European Portrait-painting, 1420—1670. Taschen 2002. P. 54-54
Перевод: shakko.


См. также
http://ru.wikipedia.org/wiki/Дама с горностаем
Tags: art of the portrait (taschen), портреты, ренессанс - леонардо
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments