Шакко (shakko.ru) wrote,
Шакко
shakko.ru

Categories:

Кинжал Великого магистра Мальтийского ордена: от Филиппа II до Наполеона

Кинжал великих магистров Ордена Св. Иоанна

Подарен в 1565 году королем Испании Филиппом II Великому магистру Жану де ла Валлетту



Испанская работа, Пере Хуан Покх (активен в 1551-1590). Сталь, золото, резьба, эмаль. Длина 30,7, ширина 7.
Музей Лувр, Париж, отдел прикладного искусства, инв № MS90




Текст: каталог выставки "Сокровища Мальтийского ордена", Кремль, 2012. Стр 108-109. Фото: shakko_kitsune, кроме специально оговоренных.

Великие магистры с гордостью носили оружие своих предшественников. Но один важный символ легитимности и преемственности их священной власти ежегодно демонстрировался 8 сентября, в годовщину снятия Великой осады 1565 г. Именно в этот день Великий магистр торжественно выставлял напоказ в соборе Св. Иоанна свой меч и кинжал, известные как "меч веры" и "кинжал веры".



Этот великолепный комплект оружия был подарен Жану де ла Валлетту испанским королем Филиппом II в 1565 году, вскоре после отступления турецких сил, осаждавших Мальту. В документе из Королевского архива Испании описывается церемония передачи подарка, посланного испанским монархом в знак восхищения подвигом мальтийских рыцарей, что опровергает традиционную версию о том, что награду Великому магистру вручил папа Пий IV.


Магистр де ла Валлетт, великий воин, в честь которого названа столица Мальты


Антонис Мор (?). Филипп II за год до вручения подарка

Оба предмета находились в сокровищнице ордена вплоть до 1798 года, когда они достались французскому генералу Наполеону Бонапарту, захватившему со своими войсками Мальту. После этого комплект разделили: меч был послан Директории, передавшей его в Кабинет медалей Национальной библиотеки Франции, а кинжал Наполеон оставил себе. Впоследствии он завещал его своему сыну, королю Римскому, а в 1840 году маршал Бертран, душеприказчик бывшего императора, передал кинжал королю Луи-Филиппу. С 1852 года кинжал экспонировался в Музее суверенов, созданном в Лувре по указанию Наполеона III.

Эфес кинжала поражает пышностью отделки. Литое золото и резьба украшены белой, черной, синей, прозрачной краной и бирюзовой эмалями. Рукоять, гарда и навершие покрыты орнаментом в виде плотного фигурного плетения, а также декорированы растительно-плодовым узором, подчеркнутым эмалью. Перекрестие украшено чеканными масками, а в средней части рукояти находятся овальные медальоны с античными профилями. Навершие в форме сплюснутой сферы разделено на четыре части, усиленные масками.



Кинжал сохранил первоначальный клинок. Между 1809 и 1811 гг. золотых дел мастер Мартен-Гийом Бьенне получил от Наполеона заказ на ножны. Красные бархатные ножны усилены оковкой и наконечником с императорским орлом и пчелой, однако мастер постарался сохранить мотивы плетеного орнамента с деталей эфеса.


Фото из каталога выставки. Ножен на выставке не было

В 1879 году барон Шарль Давийе атрибутировал этот комплект оружия как работу испанского золотых дел мастера, однако Делавилль Ле Ру (1883) и Эрнст Бабелон (1887) полагали, что оба предмета изготовил Ханс Мюлих, художник и золотых дел мастер из Аугсбурга. Эта атрибуция основывалась на нескольких эскизах Мюлиха из коллекции Баварского национального музея, близких по характеру эмалевой отделки эфеса. Делалась ссылка  и на кинжал из музея в Касселе, также напоминающий рисунки Мюниха.


Ганс Мюлих. Альбрехт V  с женой Анной играет в шахматы. 1552. Упомянутых его рисунков я не нашла.

Однако более убедительным представляется сравнение с рядом высококачественных образцов оружия, также украшенных резным золотом и эмалью, из бывшей коллекции курфюрстов Саксонских. В 1556 году Фрединанд, эрцгерцог Тирольский, подарил молодому курфюрсту Саксонии Августу великолепный комплект оружия (Рюсткамера Дрездена, инв № VI 414), который можно видеть на портрете Августа, написанном в 1561 году "в испанской манере" Хансом Крелем, художником из Лейпцига. В 1562 году Фердинанд, в свою очередь, получил от старшего брата, будущего императора Максимилиана II, аналогичную пару с резными, украшенными эмалью эфесами (Рюсткамера, инв. № VI 412 и 413).


1. Кранах. Портрет курфюрста Августа. Ок. 1565.
2. Ганс Крель. Аналогично. 1561
3. Франческо Терцио. Портрет Фердинанда Тирольского. Ок. 1557



Комплект оружия из Дрезденской Рюсткамер. Не факт, что то, о котором идет речь. Но как иллюстрация сгодится. Фото отсюда

Согласно отчетам имперского казначейства, датированным июнем 1576 г, меч, подаренный курфюрсту годом ранее, был заказан золотых дел мастеру Пере Хуан Покху (имя написано на испанский манер) из Барселоны, который поселился в Вене и, по видимому, в основном работал там. Хотя в архивах нет сведений о трех комплектах из Дрездена, их приписывают тому же мастеру на основании сходства с изготовленным им мечом. Следовательно, есть основания полагать, что ему принадлежит  и комплект оружия, посланного на Мальту.  Все эти предметы, судя по качеству пышной отделки, применению кожаного плетения и оттенкам эмали, вполне могут происходить из одной и той же мастерской.


Неизвестный художник. Император Максимилиан II. 1569

Тот факт, что Пере Хуан Покх принадлежал к кругу мастеров, тесно связанных с Габсбургским домом, также говорит в пользу этой гипотезы. Не мог ли Максимилиан II, любивший делать подобные подарки, послать оружие своему дяде Филиппу II Испанскому, после чего тот подарил меч и кинжал доблестному защитнику Мальты? Наконец, представляется более убедительным, что эти предметы, отличающиеся техническим и эстетическим совершенством, изготовил мастер, который, судя по дрезденским комплектам, специализировался на роскошном подарочном оружии, а не художник Ханс Мюлих, в пользу которого говорит лишь несколько зарисовок орнаментов. Возможно, они имеют не больше отношения к "мечу веры" и кинжалу из Лувра, чем рисунки его современников Пьера Воерио и Виргила Солиса. (Оливье Ренодо)

_____________________________

shakko_kitsune: о самой вытавке в Кремле вы можете немного почитать у меня здесь. "Меч веры" из другого французского музея, к сожалению, не привезли.

По поводу "кинжала веры" любопытное продолжение истории: ведь он был в добыче у Наполеона, а Великим магистрам ордена надо было продолжать иметь регалии. А в тот момент магистром стал наш Павел I. По его приказу в 1798 году были сделаны новые корона, печать и меч




Он их очень любил, и корону, говорят, носил, не снимая.


Cальваторе Тончи. Портрет императора Павла в облачении гроссмейстера Мальтийского ордена

После его смерти Александр I отослал все это на Мальту. В ордене все это и хранится. Я, правда, не поняла, продолжают ли эти русские вещи быть "главными" регалиями Магистра, или нет.
Tags: ювелирное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments