В Кремле открылась очередная выставка, посвященная сокровищам.
Однако не ждите драгоценностей из казны каких-нибудь европейских королей. К нам везут настоящие редкости – реликвии Мальтийского рыцарского ордена. Что мы знаем о нем? Вот несколько примечательных фактов его необычной истории.
Доспех. Около 1580. Возможно, принадлежал великому командору Жан-Жаку де Верделену. Портрет великого магистра Алофа де Виньякура в аналогичном доспехе работы Караваджо можно увидеть в Лувре.
Древность
Мальтийский орден, который тогда звали «орденом рыцарей-госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского» был основан в Иерусалиме на рубеже 11 - 12 веков, во времена Первого Крестового похода. Подумайте, какая это древность! На Руси тогда правил Владимир Мономах, во Франции – внук Анны Ярославны король Филипп I. А в Иерусалиме – Готфрид Бульонский, аж прапрадед королевы Сивиллы, той самой, которую играла Ева Грин в «Царстве Небесном» с Орландо Блумом.
Века проходят, ничего не осталось ни от династий, ни от дворцов. А мальтийские рыцари никуда не делись. Его нынешний глава – 79-й по счету. Причем линия преемственности никогда не прерывалась. Покрой некоторых церемониальных облачений и костюмов мальтийских рыцарей, которые показывают на выставке, не меняется уже многие века.
Репутация
Долгие века рыцари-госпитальеры считались людьми благородными и добродетельными. Вспомним корень «госпиталь» в названии ордена – эти воинствующие монахи, вдобавок, были великолепными бесплатными лекарями. Ведь изначально орден был основан ради заботы о больных пилигримах в Святой Земле. Орден тамплиеров, который также был основан после Первого Крестового похода, только лет на двадцать позже, пользовался намного более дурной славой, что его и подвело. В XIV веке рыцарей-«храмовников» («тампль» – это храм) заклеймили ростовщиками и сатанистами, а затем торжественно сожгли. У Мориса Дрюона в «Проклятых королях» все тщательно описано. Кстати, вы случайно не пропустили французский телесериал по этим книгам, снятый в 2005 году? Разыщите – там играют прекрасные Жерар Депардье и Жанна Моро.
Эполеты от военного мундира рыцаря Суверенного военного Мальтийского ордена. Начало 20 века, Испания.
Долгие скитания
Прилагательное «мальтийский» орден приобрел только в XVI веке. До этого рыцарям пришлось сменить несколько штаб-квартир. После взятия Иерусалима в 1187 году Саладином (опять вспомним фильм «Царство Небесное»), они эвакуировались в Триполи. А в 1291 году ордену пришлось бежать на остров Кипр. Но там оказалось неуютно: местные жители от нашествия полчищ воинственных монахов чересчур кряхтели. Через десять лет госпитальеры решили подыскать себе новое жилье.
Выбор пал на остров Родос – честное слово, средний россиянин позавидует их туристическому маршруту! Но увы, Родос был занят византийцами. Наших героев это, однако, не остановило. Плевать, что вокруг бушует исламская угроза, а византийцы – христиане-союзники. Остров берут штурмом, и на двести лет госпитальеры становятся «родосским орденом». Примерно в те годы разгоняют тамплиеров, и родоссцам отдают львиную долю их владений. Не забудьте, что именно тамплиеры, если верить Дэну Брауну, спрятали где-то Святой Грааль. Вдруг их наследники знают, где? Правда, они молчат.
Вид с северо-востока на гавани Гранд-Харбор и Марсамшетт, 18 век (фрагмент). Изображен момент, когда галерный флот Ордена покидает залив.
Зависимость от политики
Но если твой остров торчит посреди торговых путей Средиземноморья, обязательно найдется кто-то, кто пожелает тебя заполучить. Все эти годы госпитальеры с успехом отбивались от пиратов. Но когда турки заняли Константинополь, над ними нависла неминуемая угроза. Они смогли продержаться еще 70 лет после этого – спасибо великолепным башням и стенам, которые и сейчас заставляют ахать родосских туристов. Полгода яростной осады и 100 тысяч войска потребовалось султану Сулейману Великолепному (мужу украинки Роксоланы, которой посвящены пара мыльных опер), чтобы взять крепость.
Рыцарей выжило немного, оставшимся разрешили отступить на Сицилию. 7 лет они прожили там беженцами, пока в 1570 году император Карл V не подарил им другой чудесный остров – Мальту. Ежегодно они обещали присылать ему выкуп – охотничьего сокола. А американский писатель Дэшиэл Хэммет сделал вид, что это была не живая птица, а статуэтка из золота и драгоценных камней. И написал о ее похищении роман «Мальтийский сокол», экранизация которого с Хамфри Богартом входит в сотню лучших фильмов за всю историю кино по мнению кучи экспертов.
Модель кормовой галереи корабля "Сан Джоаккино". 1768 год. "Проектная" модель, которая выполнялась перед постройкой судна. Флагман был построен и спущен на воду в 1770 году в присутствии великого магистра ордена, а также российского поверенного в делах маркиза Джорджо Кавалькабо.
Макет мальтийской галеры, 18 век. Была преподнесена Павлу графом Литта, мальтийским послом. Рядом - военно-морской мундир ордена.
Приют гордецов
Рыцари владели островом Мальта почти 270 лет. В какой-то момент у них случилась потеря ориентиров – как же, орден основали ради Крестовых походов и помощи христианам в Святой Земле. А эти тренды в XVI веке уже как-то не актуальны. Но вокруг ведь так много поганых мусульманских пиратов! И воинствующие мальтийцы снарядили отличный флот и взяли под контроль почти все Средиземное море. Кроме пиратов рыцари приметили другую добычу. Они стали настоящими корсарами – захватывали вражеские суда, конфисковывали товары, богатели. На остров стекались отчаянные головорезы – «с Мальты выдачи нет».
Одним из них, что любопытно, был великий художник Караваджо. К этому моменту его искали власти всей Италии за пару убийств и хулиганство. Он принял рыцарский обет, впрочем, явно соблюдал заповеди воздержания не очень тщательно. Как-то в портовом кабаке хлебнул лишку и подрался с собратом-рыцарем. Караваджо заключили в крепость, но он сумел сбежать из тюрьмы, а потом и с острова. Вернулся в Италию, где вскоре был убит. На память острову осталась пара портретов госпитальеров, написанных Караваджо. Один из них привезли в Кремль. Интересно, это тот самый рыцарь, которым художник открыл дверь в таверне, или все-таки кто другой?
Настольное украшение Бретея, посла Мальтийского ордена в Риме, затем в Париже. Прибор насчитывает более 100 предметов. Посол уступил его Екатерине Великой, которая позже подарила его своему фавориту Ланскому. После смерти Ланского украшение вернулось в Зимний.
Симпатия русских
Господству рыцарей на Мальте положил конец Наполеон. В 1798 году, следуя в Египетский поход, он попросил пустить его корабли в порт «попить водички». Но вместо того, чтобы благородно пополнить запасы и отплыть дальше, проклятый корсиканец обратил свои пушки против гостеприимных госпитальеров. Мальта была завоевана, рыцари изгнаны. Свободных островов на Средиземноморье, видимо, не оставалось, и беженцы почему-то обратились за покровительством к русскому императору Павлу I.
Один из старинных мощевиков, уцелевших после Наполеоновского разграбления. Был преподнесен мальтийцами Павлу, после его смерти попал в Оружейную палату.
А Павел всегда бредил европейским рыцарством. Даже свой Михайловский замок, в котором его потом убьют, он спроектировал по образцу средневековых крепостей. Он с восторгом принял сан «великого магистра». Формально это было передергиванием – Павел не являлся католиком, да вдобавок, был женат. Но бедным мальтийцам было все равно: ведь император приютил рыцарей и выделил ордену приятные суммы. Остров, которую планировалось отвоевать, теперь назывался в его планах «Мальтийской губернией». Характерный мальтийский крест и прочую атрибутику стали активно впихивать на все российские государственные символы. Мальтийскую корону даже добавили в российский герб, рядом с «шапкой казанской» и «шапкой астраханской».
Регалии Великого Магистра: корона Великого Магистра, Кинжал веры и Печать. Все изготовлено в России в 1798 году. Передано на Мальту после смерти Павла. Однако вторая корона осталась в Москве. Существование 2-х корон долгое время ставило музейщиков в тупик. Московскую считали копией. В конце-концов, нашли настоящую шляпу Павла, которую он носил много лет, измерили ее тулью, сравнили с искривлением обода подкладки короны - и облегченно вздохнули: да, Павел ее действительно носил, причем тоже долго.
Конечно, после убийства Павла все это сразу закончилось. Как символ корона осталась теперь только в гербе нежно любимой императором Гатчины. А сам головной убор теперь в Оружейной палате. Его тоже покажут на выставке, наряду со множеством других российско-мальтийских регалий, которые привезут из Петербурга, Царского Села, Петергофа и Павловска.
После окончания «безумного» русского периода и наполеоновских войн орден избрал нового главу, неженатого и католика, и с 1834 года обосновался в Риме. «Мальтийский дворец» построен на Авентинском холме. Сквозь отверстие в его воротах можно увидеть сразу три государства – Итальянское, Ватиканское, и территорию ордена.
Шапка, пожалованная Великому магистру папой римским в 1798 году. Что-то мой фотоаппарат явно начинает подыхать. Среди моих читателей случайно нет благотворителей, которые могли бы проспонсировать ради эксклюзивных кадров и пиара с моей стороны?
Но в Риме орден, оторванный от корней, все-таки захирел. С 1805 до 1879 года папа римский даже не давал ему избирать великих магистров – всем управляли т.н. «лейтенанты». Новая жизнь в конце XIX века была связана с новой идеей. В эпоху, когда война стала делом индустриальным, первое ремесло госпитальеров – медицина, снова стало необходимым. В Первую Мировую войну мальтийцы только нащупывали верный путь, а во Вторую – проявили себя в полную силу.
А в XXI веке к ним пришло нежданное счастье – правительство острова Мальта отдало ордену в долгосрочную аренду одну из старинных крепостей, построенную рыцарями. А в 2012 году Евросоюз выделил на реставрацию замка почти 14 млн. евро. Через несколько лет туда будут пускать туристов. А пока к нашим услугам выставка. Кроме экспонатов, прибывших непосредственно с Мальты, показывают вещи из итальянских и французских музеев, в том числе из Палаццо Питти и Лувра. Оригинал
«Сокровища Мальтийского ордена. Девять веков служения вере и милосердию»
Одностолпная палата Патриаршего дворца
6 июля — 9 сентября 2012