Выставка «Основы графики» – завершающая из многолетнего цикла Третьяковки, посвященного материалам и техникам рисунка. До этого нам показывали, какими разными получаются работы в зависимости от того, карандаш возьмет в руки художник или жирный уголь. Однако еще больше различий выходит, если он рисует не на бумаге, а на другой основе. Сюрпризы получились удивительными.
Вот, например, серия офортов Шишкина. Вообще представлять его знаменитые пейзажи в черно-белой гравюре как-то не хочется. Ожидаешь, что от такой скучной подачи пропадет настроение. Но этого не происходит. Шишкин напечатал свои офорты на мерцающем серебром шелке. Лесные стволы переливаются, как в лунном свете: это не однотонная графика, а просто ночной пейзаж, полный волшебства. После этого не боишься подходить к рисункам Саврасова. Он берет грунтованную гипсом бумагу и проскребывает по ней изображение. Старые сосны и гнилая вода получаются лаконичными и убийственно печальными.
Маслом по стеклу пишет Кандинский, и от этого его яркие дамы в кринолинах светятся как витражи. Тонким пером тушью выполнен профиль императрицы Марии Федоровны на стекле с сусальным золотом. Михаил Ларионов использует непривычную фактуру без малейшего стеснения. На темно-синей бумаге росчерком белой гуаши написана рюмка. По энергетическому эффекту натюрморт ничуть не хуже полноценных картин маслом.
Отдельный зал посвящен бумаге, которая на самом деле не так уж и проста. Дело в водяных знаках, которые в эру до офисных принтеров, не были такой уж экзотикой. В витринах лежат клише, с помощью которых изготовлялись эти видные на просвет «клейма». На стенах рисунки декораций Бенуа и барышень Борисова-Мусатова: каждый сопровождается этикеткой с увеличенным водяным знаком (вензелем или годом). Любопытно: Бенуа в 1906 году, чтобы нарисовать опустевший версальский пейзаж, взял бумагу 1862 года. Ему, видимо, и нравилось работать по старинной бумаге возрастом старше себя, и хотелось, чтобы свеженький рисунок сразу казался «винтажным».
Характерная мелочь: в 1820-х годах Венецианов для петербургского пейзажа покупает бумагу Ярославской бумажной мануфактуры Яковлевых; в 1911 году Добужинский рисует на ту же тему на листе от Ярославской мануфактуры внуков Саввы Яковлева. Похвальная преемственность, утраченная ныне.
Приятно увидеть вещи от классиков, известные по репродукциям, но редко выставляемые из-за хрупкости. Цветы и бабочки графа Федора Толстого на желтой бумаге, библейские эскизы Александра Иванова, силуэты Кругликовой, акварельные портреты братьев Брюлловых и П.Ф. Соколова. Рядом менее известные вещи от знаменитых художников: Айвазовский, Левитан, Врубель и Венецианов, ампирные миниатюры на кости, театральные эскизы Гончаровой и Рериха... Да вдобавок еще множество авторов помельче. Выставка явно задумывалась как пиршество для гурманов, различающих множество тонких оттенков. Так и вышло: ценители прекрасного в мелочах могут провести здесь часы. Оригинал
«Основы графики: бумага и дерево, шелк и стекло»
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
до 7 октября 2012