Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Мужчина с монетой императора Нерона


Ганс Мемлинг. «Мужчина с римской монетой (Джованни де Кандида?)», ок. 1480. Антверпен. Королевский музей изящных искусств

Вдали, возможно, скачет Конь Блед - один из четырех Всадников Апокалипсиса.


О Гансе Мемлинге можно сказать, что он сделал для углубления типа портрета, созданного Яном ван Эйком в Нидерландах и развитого Петрусом Кристусом и Рогиром ван дер Вейденом, более, чем любой другой художник 2-й половины XV века. В отличие от своих предшественников, Мемлинг характеризовал своих моделей в особо персонализированной манере, в технике, частично подхваченной им у его итальянских современников.


Ганс Мемлинг. Диптих с аллегорией Истинной Любви. Между
1485 и 1490. Метрополитен-музей (левая створка), Museum Boijmans Van Beuningen (правая створка).

Он достигает этого – в данном малоформатном портрете, ныне хранящемся в Антверпене[47] – путем использования пейзажа для создания настроения, которое корреспондирует с чувствительностью модели. По контрасту с ванэйковским темным и нейтральным фоном, или использованием Петрусом Кристусом стенных панелей для изображения пространства интерьера (как можно увидеть в его портрете девушки, ныне в Берлине), Мемлинг следует примеру итальянского портрета кватроченто в превращении пейзажного фона в неотъемлемую составляющую собственно портрета.


Петрус Кристус. Портрет девушки. Ок. 1470. Берлин

Роль пейзажа в oeuvre Мемлинга состоит в том, чтобы отражать ментальное и эмоциональное состояние моделей, хотя обычные символы и эмблемы, обозначающие этические и религиозные координаты их жизней, продолжают появляться на второстепенных участках. Здесь, например, молодой человек изображен одетым в черную одежду и головной убор, чей тон сливается, и поэтому подчеркивает темноту его волос.

Он позирует на фоне речного ландшафта с деревьями, над которыми начинают сгущаться сумерки. Человек, скачущий на белом коне по берегу, возможно, является аллюзией на Всадника Апокалипсиса[48] (6,2), в котором средневековые экзегеты видели победоносную фигур Христа.



Созвучный мотив – изображение лебедей, которые, благодаря своей легендарной предсмертной песне, часто связываются со Страстями Христовыми.

Пальмовое дерево, также крайне необычное для североевропейского ландшафта, и поэтому деталь особенно значимая, соответствует контексту Страстей. Возможно, на мысли о новозаветном мученичестве художника навела античная монета с профилем Нерона (54-68). Молодой человек, видимо, собственник монеты, сознательно демонстрирует ее зрителю. Согласно «Анналам» Тацита (XV, 44), Нерон преследовал христиан в Риме. Перед тем, как предать их смерти, он предавал им самым зверским пыткам.


Генрих Семирадский. "Светочи христианства" (1876): мучеников обмазывали смолой и поджигали.

Мемлинг в своей картине опирается на портрет молодого человека (копию которого он возможно видел, или с типологией которого он мог быть знаком), в руках которого находится медальон с профилем Козимо Медичи.


Сандро Боттичелли. "Портрет юноши с медалью Козимо Медичи"

Этот портрет (илл. с. 45), ныне в Уффици, приписывается Боттичелли[49]. Медальон выполнен после 1465 года, поскольку на нем есть надпись MAGNVS COSMVS/MEDICES PPP. Аббревиатура «РРР» означает Primus Pater Patriae, титул, присвоенный Козимо посмертно.



Миниатюра работы Франческо д’Антонио дель Черико, находящаяся в аристотелевском манускрипте (ныне в Лауренциане), показывает, что медальон был изваян для сына Козимо -- Пьеро Подагрика, который скончался в 1469 году. Значит, медальон сделан между 1465 и 1469 годами, и Боттичелли видимо написал портрет вскоре после этого.

Личность модели являлась предметом многих бесплодных спекуляций. Иногда в нем видят самого Пьеро II, опознают – среди прочих – Пико делла Мирандола, Никколо Фьорентино и Кристофоро ди Джеремия. Поскольку молодой человек в красной шапке прижимает медальон к сердцу, это раскрывает степень его чувства к нему, портрет можно рассматривать как демонстративный знак поддержки портретируемым рода Медичи в период заговора Пацци (1478).


Источник: Norbert Schneider. The Art of the Portrait: Masterpieces of European Portrait-painting, 1420—1670. Taschen 2002. P.
44-45 Перевод: shakko.


http://en.wikipedia.org/wiki/Portrait_of_a_Man_with_a_Roman_Medal
http://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_неизвестного_с_медалью

Tags: art of the portrait (taschen), портреты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal