1. Жан Фуке. «Этьен Шевалье со святым Стефаном», ок. 1450. Картинная галерея, Берлин (левая створка Меленского диптиха). 2. «Богоматерь с младенцем». Королевский музей изящных искусств, Антверпен (правая створка)
Портрет изображает королевского казначея Этьена Шевалье, в молитве перед Богородицей, в образе которой, вероятно, изображена недавно умершая любовница короля.
Реализм ван Эйка быстро получил мировое признание. В Италии Бартоломео Фацио в 1455-56 годах превозносил фламандского живописца как «принца художников нашего века». Также и во Франции, где бургундское искусство было уже хорошо известно, новый стиль быстро завоевал признание под именем la nouvelle pratique. Следы этого влияния чувствуются в работе Ангеррана Картона, а также в знаменитой «Пьете из Вильнев-лез-Авиньон» (см. илл. с. 43), написанной ок. 1470 года анонимным южнофранцузским художником[44].
Неизвестный художник (Ангерран Картон?), «Пьета из Вильнев-лез-Авиньон», до 1457, Лувр
Донатор, чье лицо изображено реалистично, показан коленопреклоненным, с молитвенно сложенными руками в левом нижнем углу «Пьеты». Его белые одеяния, а также атрибут в виде восточной архитектуры (иерусалимский Храм Гроба Господня) на золотом фоне, дают возможность предположить, что он совершил паломничество в Иерусалим.
Художник предал мощное драматическое выражение горя участникам группы Снятия с Креста, и интенция по введению донатора в их группу кажется достаточной очевидной. Однако, взгляд и жест донатора (пока) не производят никакого впечатления собственно на святых персонажей, так что языком тела он остается вне их нарратива. Хоть и являясь частью картины, донатор поэтому кажется каким-то образом изолированным внутри её. Его взгляд задуман быть направленным прямо на развивающиеся события, но вместо того, чтобы выполнить требование своего заказчика, художник нарисовал его смотрящим скорее не на центр композиции, а диагонально наружу от него.
Аналогично этому изображен взгляд Этьена Шевалье в картине, выполненной Жаном Фуке по заказу Шевалье – вероятно, в 1451 году, после возвращения из Италии в Тур (где он провел большую часть своей жизни, работая в одной из французских королевских резиденций)[45]. Шевалье изображен на левой створке диптиха (сейчас в Берлине), обычно известного как «Меленский диптих», в честь места рождения донатора.
Шевалье, высокопоставленный чиновник при дворе Карла VII и Людовика XI, показан в простом, но элегантном красном одеянии. Его длинные тонкие руки, чья бледная, немного вялая кожа так сильно контрастирует с коричневатым цветом его лица, сложены в молитвенном жесте.
Его портрет – парный изображению Богоматери на правой створке диптиха. В отличие от донатора, она изображена в анфас, идеализованная как архаический объект поклонения. Этьен Шевалье позирует в три четверти, поэтому его взгляд, хотя и повернутый к Деве, проходит мимо нее. Здесь также цель портрета – показать донатора – вступает в конфликт с желанием донатора быть частью святой мизансцены картины.
Анонимный художник. Портрет Агнес Сорель, 16 век, частное собрание. Агнес назначила Шевалье своим душеприказчиком, что однозначно свидетельствует о близких отношениях между ними.
По преданию, Дева здесь изображена с чертами лица Агнес Сорель, фаворитки Карла VII. Богато одетая в горностаевую мантию и жемчужную корону, с выбритым лбом, согласно придворной моде того времени, Дева смиренно опускает глаза и предлагает свою грудь Младенцу. Позади ее трона находится толпа красных и синих путти-ангелочков вперемешку.
Портрет Этьена Шевалье сходен, в некоторых аспектах, с ванэйковским портретом канцлера Ролена (см. илл. с. 37). Фуке тоже получил заказ написать чиновника, который поднялся из неаристократических слоев до высших позиций в феодальном абсолютистском государстве, и чье желание создать себе мемориал выдает его потребность в борьбе за социальный статус с нобилитетом. В то же время, диптих мог быть приношением по обету, ex voto, сделанным в знак его благодарности за назначение канцлером (Trésorier) Франции в 1451 году. Возможно, он был предназначен быть напоминанием о уважаемой фаворитке короля, которая умерла 9 февраля 1450 года.
Жан Фуке. "Часослов Этьена Шевалье". Ок. 1452-1460 гг. Книжная миниатюра: разворот с изображением Этьена Шевалье и святого Стефана коленопреклоненными перед Богородицей
В то время, как ван Эйк нашел «прогрессивное» решение проблемы интеграции в духовное и повествовательное единое целое сюжета «донатор поклоняется Богоматери», Фуке, который был главным придворным художником много лет, хотя и не являлся официальным peintre du roi до 1475 года, показывает Шевалье и святого Стефана, его тезоименитного патрона, в едином силуэте.
Чистота контуров и четкие большие участки цвета подчеркиваются светлым фоном мраморных стен и пилястр, на которых имя донатора повторяется во фризообразном узоре. Новаторский шаг Фуке от нидерландского донаторского портрета состоит в уменьшении сложности субъекта ради минимума чистых, экспрессивных компонентов.
Скомпрессованные многочисленные детали-аллюзии в композициях ван Эйка контрастируют с простой, лапидарной символикой Фуке: камень, лежащий на молитвеннике в кожаном переплете с золотым обрезом, например, очевидный знак интереса художника к геологии. Как и рана на тонзуре святого, откуда кровь капает на воротник его далматика, камень обозначает вид мученичества святого патрона. В Часослове, сделанным для Шевалье (1452-60), ныне в музее Конде в Шантильи[46] Фуке сделал миниатюру с побиением камнями святого Стефана.
Жан Фуке. Автопортрет. Лувр. Небольшой медальон был одним из нескольких, украшавших несохранившиеся наружные створки диптиха. Это старейший автопортрет с подписью художника в западном искусстве.
Источник: Norbert Schneider. The Art of the Portrait: Masterpieces of European Portrait-painting, 1420—1670. Taschen 2002. P.
42-43 Перевод: shakko.
См. также:
http://en.wikipedia.org/wiki/Pietà_of_Villeneuve-lès-Avignon
http://ru.wikipedia.org/wiki/Меленский_диптих
http://ru.wikipedia.org/wiki/Часослов_Этьена_Шевалье