Ян ван Эйк. «Мадонна канцлера Ролена». 1435. Лувр
Вдали, между фигурами Мадонны и канцлера, виден далекий пейзаж с мостом, на котором установлено распятие. Возможно, это напоминание об убийстве герцога Иоанна Бесстрашного на мосту Монтеро, которое произошло за 17 лет до создания этой картины.
Картина изображает канцлера Николя Ролена (1376?-1462), родившегося в Отёне в семье буржуа, который, приложив руку к созданию системы раннеабсолютистской государственной администрации герцога Филиппа Доброго, достигнул высочайшего ранга нобля[39]. Ван Эйк (который был зачислен на службу герцога как "varlet de chambre", т.е камердинер, в 1425 году, что на самом деле значило, что он был придворным художником), написал его одетым в роскошные коричневые одеяния, отделанные норкой, из парчи, тисненой золотыми гранатовыми цветами.
Ролен изображен сбоку, хотя и не в полный профиль, стоящим на коленях и опирающимся на молельный столик, покрытый турецким ковром. Его глаза направлены прямо на Богоматерь, сидящую напротив него с нагим Младенцем на коленях, в то время как Младенец благословляет Ролена. Такая расстановка фигур необычна.
В своей «Мадонне каноника ван дер Пале»[40] ван Эйк написал величественную Деву, восседающую на троне прямо лицом к зрителю, преподнеся её как ирреальный объект своего поклонения.
"Мадонна каноника ван дер Пеле": заказчик, каноник ван дер Пеле, изображен слева в белом одеянии.
Здесь же, напротив, показ Богоматери сбоку выставляет её таким образом, что зритель вовлекается в картину как свидетель её встречи с канцлером. Ван Эйк подробно документирует знаки старения на лице Ролена. Складки и морщины, однако, не уступают в точности изображению артерий на подбритых висках Ролена. Ван Эйк, хотя он и не был (несмотря на последующие утверждения Вазари) подлинным изобретателем масляной живописи, поднял это новое искусство до ранее беспрецедентного мастерства, выявив, благодаря повторным лессировкам, жизнь, пульсирующую под кожей Ролена.
Ван Эйк не использует человеческое лицо в качестве средства для выражения чувств, но запечатлевает сущность каждого объекта: это визуальный номинализм[41] с точными рифмованными двойниками для каждого «предмета», который встречает его глаз. Однако, его радикальный эмпиризм не исключает использования разновидности аллегорий, найденной в позднесхоластических толкованиях Библии.
Напротив, почти каждая деталь картины содержит духовную аллюзию. Это подтверждается тройным арочным окном в лоджии, через которое интерьер комнаты продолжается внутренним двориком с садом, огражденным зубчатой стеной.
Рельефы, украшающие архитектурные элементы с правой стороны лоджии, изображают ветхозаветные цены: Изгнание из рая, Каин и Авель и Опьянение Ноя. Сцена на капители справа изображает Правосудие Траяна. Эти мотивы, другими словами – отсылка к Грехопадению, и напоминание о добродетелях.
Огороженный сад со своими цветами – розами, ирисами и лилиями, традиционно символизирующими Богоматерь – намекает на «заключенный сад» (hortus conclusus)[42] из «Песни Песней» (4:12), метафорически в средневековых толкованиях приравненный к Деве Марии.
Павлины предполагают Рай. Двое мужчин, один из которых, судя по всему, вглядывается в далекий пейзаж, показаны смотрящими у парапета сада. Тот, что справа, носит красный тюрбан, предположительно аналогичный тому, что ван Эйк носил сам – гипотеза, вызванная его же «Портретом мужчины в красном тюрбане» (Лондон), предположительно – автопортретом; а также отражением в доспехе св. Георгия в его «Мадонне каноника ван дер Пеле».
Слева: Портрет мужчины в красном тюрбане
Справа: Мадонна каноника ван дер Пеле, фрагмент со св. Георгием
Хотя пейзаж в «Мадонне канцлера Ролена» кажется реалистичным, фактически это не аутентичный ландшафт. На самом деле ван Эйк использовал несколько набросков, чтобы сконструировать идеальный «панорамный ландшафт», с альпийскими кручами, исчезающими в далекой голубой атмосферной дымке.
Эмиль Кисер убедительно показал, что мост через реку, на котором можно разглядеть крошечное распятие, следует рассматривать в связи с убийством Иоанна Бесстрашного, отца Филиппа Доброго, на мосту Монтеро 10 сентября 1419 года. Аррасский договор, заключенный Роленом 21 сентября 1435 года, включал пункт о том, что на мосту в память об убийстве должно быть установлено распятие. Число лет между убийством и недавно заключенным Миром можно сосчитать по количеству плиток между аркадой и границей картины[43].
Источник: Norbert Schneider. The Art of the Portrait: Masterpieces of European Portrait-painting, 1420—1670. Taschen 2002. P. 36-39.
Перевод: shakko
См. также http://en.wikipedia.org/wiki/Madonna_of_Chancellor_Rolin
О канцлере еще хорошо: http://sashha.livejournal.com/517554.html