![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/22/Jan_van_Eyck_074a.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c5/Jan_van_Eyck_The_Virgin_of_Chancellor_Rolin.jpg)
Ян ван Эйк. «Мадонна канцлера Ролена». 1435. Лувр
Вдали, между фигурами Мадонны и канцлера, виден далекий пейзаж с мостом, на котором установлено распятие. Возможно, это напоминание об убийстве герцога Иоанна Бесстрашного на мосту Монтеро, которое произошло за 17 лет до создания этой картины.
Картина изображает канцлера Николя Ролена (1376?-1462), родившегося в Отёне в семье буржуа, который, приложив руку к созданию системы раннеабсолютистской государственной администрации герцога Филиппа Доброго, достигнул высочайшего ранга нобля[39]. Ван Эйк (который был зачислен на службу герцога как "varlet de chambre", т.е камердинер, в 1425 году, что на самом деле значило, что он был придворным художником), написал его одетым в роскошные коричневые одеяния, отделанные норкой, из парчи, тисненой золотыми гранатовыми цветами.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c5/Jan_van_Eyck_The_Virgin_of_Chancellor_Rolin.jpg)
Ролен изображен сбоку, хотя и не в полный профиль, стоящим на коленях и опирающимся на молельный столик, покрытый турецким ковром. Его глаза направлены прямо на Богоматерь, сидящую напротив него с нагим Младенцем на коленях, в то время как Младенец благословляет Ролена. Такая расстановка фигур необычна.
В своей «Мадонне каноника ван дер Пале»[40] ван Эйк написал величественную Деву, восседающую на троне прямо лицом к зрителю, преподнеся её как ирреальный объект своего поклонения.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/30/Jan_van_Eyck_The_Madonna_with_Canon_van_der_Paele.jpg)
"Мадонна каноника ван дер Пеле": заказчик, каноник ван дер Пеле, изображен слева в белом одеянии.
Здесь же, напротив, показ Богоматери сбоку выставляет её таким образом, что зритель вовлекается в картину как свидетель её встречи с канцлером. Ван Эйк подробно документирует знаки старения на лице Ролена. Складки и морщины, однако, не уступают в точности изображению артерий на подбритых висках Ролена. Ван Эйк, хотя он и не был (несмотря на последующие утверждения Вазари) подлинным изобретателем масляной живописи, поднял это новое искусство до ранее беспрецедентного мастерства, выявив, благодаря повторным лессировкам, жизнь, пульсирующую под кожей Ролена.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fe/Jan_van_Eyck_-_The_Virgin_of_Chancellor_Rolin_(detail)_-_WGA7603.jpg)
Ван Эйк не использует человеческое лицо в качестве средства для выражения чувств, но запечатлевает сущность каждого объекта: это визуальный номинализм[41] с точными рифмованными двойниками для каждого «предмета», который встречает его глаз. Однако, его радикальный эмпиризм не исключает использования разновидности аллегорий, найденной в позднесхоластических толкованиях Библии.
Напротив, почти каждая деталь картины содержит духовную аллюзию. Это подтверждается тройным арочным окном в лоджии, через которое интерьер комнаты продолжается внутренним двориком с садом, огражденным зубчатой стеной.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9a/Jan_van_Eyck_074.jpg)
Рельефы, украшающие архитектурные элементы с правой стороны лоджии, изображают ветхозаветные цены: Изгнание из рая, Каин и Авель и Опьянение Ноя. Сцена на капители справа изображает Правосудие Траяна. Эти мотивы, другими словами – отсылка к Грехопадению, и напоминание о добродетелях.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/82/Jan_van_Eyck_071.jpg)
Огороженный сад со своими цветами – розами, ирисами и лилиями, традиционно символизирующими Богоматерь – намекает на «заключенный сад» (hortus conclusus)[42] из «Песни Песней» (4:12), метафорически в средневековых толкованиях приравненный к Деве Марии.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/08/Jan_van_Eyck_-_The_Virgin_of_Chancellor_Rolin_(detail)_-_WGA7601.jpg)
Павлины предполагают Рай. Двое мужчин, один из которых, судя по всему, вглядывается в далекий пейзаж, показаны смотрящими у парапета сада. Тот, что справа, носит красный тюрбан, предположительно аналогичный тому, что ван Эйк носил сам – гипотеза, вызванная его же «Портретом мужчины в красном тюрбане» (Лондон), предположительно – автопортретом; а также отражением в доспехе св. Георгия в его «Мадонне каноника ван дер Пеле».
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8b/Portrait_of_a_Man_by_Jan_van_Eyck-small.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5c/Jan_Van_Eyck_Brugge_Madonna_Child_canon_VanderPaele_(parade_armour).jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/29/VanEyck-MadonnaVanderPaele-reflex4.1.jpg)
Слева: Портрет мужчины в красном тюрбане
Справа: Мадонна каноника ван дер Пеле, фрагмент со св. Георгием
Хотя пейзаж в «Мадонне канцлера Ролена» кажется реалистичным, фактически это не аутентичный ландшафт. На самом деле ван Эйк использовал несколько набросков, чтобы сконструировать идеальный «панорамный ландшафт», с альпийскими кручами, исчезающими в далекой голубой атмосферной дымке.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/22/Jan_van_Eyck_074a.jpg)
Эмиль Кисер убедительно показал, что мост через реку, на котором можно разглядеть крошечное распятие, следует рассматривать в связи с убийством Иоанна Бесстрашного, отца Филиппа Доброго, на мосту Монтеро 10 сентября 1419 года. Аррасский договор, заключенный Роленом 21 сентября 1435 года, включал пункт о том, что на мосту в память об убийстве должно быть установлено распятие. Число лет между убийством и недавно заключенным Миром можно сосчитать по количеству плиток между аркадой и границей картины[43].
Источник: Norbert Schneider. The Art of the Portrait: Masterpieces of European Portrait-painting, 1420—1670. Taschen 2002. P. 36-39.
Перевод: shakko
См. также http://en.wikipedia.org/wiki/Madonna_of_Chancellor_Rolin
О канцлере еще хорошо: http://sashha.livejournal.com/517554.html