Шакко (shakko.ru) wrote,
Шакко
shakko.ru

Category:

25 секретов Моны Лизы

По просьбе обожаемого fish_n_lilies, вдогонку к предыдущем посту с рецензией, вот список секретов, вскрытых 250-тыс. пиксельной фотосъемкой.


Выставка  «ГЕНИЙ ДА ВИНЧИ»  1 марта 2012 г. – 01 июля 2012 г. (Москва, Арт-центр “Ветошный”)

Пресс-релиз (отрывок)

…Одним из наиболее запоминающихся является раздел из Парижа «Секреты Моны Лизы», представляющий работу французского инженера Паскаля Котте (Pascal Cotte).

Увлечение всей жизни – изучение картины «Мона Лиза» и вопросов ее консервации – привело его к изобретению передовой 240-мегапиксельной мультиспектральной фотокамеры, использующей запатентованную инфракрасную технологию и интенсивное освещение для сканирования картины и виртуального снятия одного за другим слоев наложенного за века лака. С помощью этой фотокамеры Коте удалось раскрыть, как выглядела только что законченная «Мона Лиза», а также увидеть записанные элементы, реставрацию и попытки консервации полотна – вплоть до идентификации отдельных использованных да Винчи пигментов.

Коте получил беспрецедентный доступ к Моне Лизе благодаря сотрудничеству Министерства культуры Франции и Лувра и сфотографировал «неприкрытую» картину, чтобы затем провести научное изучение собранного материала. Все его удивительные открытия представлены в виде галерейной выставки на многократно увеличенных фотографиях с высоким разрешением, самая крупная из которых – гигантское изображение Моны Лизы размером 4,26 м х 3,05 м….

Секреты “Моны Лизы”

(пояснительные этикетки на выставке)

Паскаль Котте, французский инженер и изобретатель мультиспектральной фотокамеры, был удостоен чести сделать серию снимков картины “Мона Лиза” в Лувре. Портрет без рамы был сфотографирован в высочайшем разрешении 240 мегапикселей. В результате проведенного научного исследования был получен увеличенный в несколько раз инфракрасный снимок, который сам по себе является шедевром.

Инфракрасный луч обладает свойствами проникать через верхний слой картины и показывать, что находится под ним. В результате анализа полученных данных мы можем увидеть на изображении следы ретуширования и реставрации, предварительных набросков, оригинальных пигментов и т.д.

1) “Мона Лиза” была написана на доске из тополя. Вы можете увидеть границы картины и подготовительную стадию работы – подмалевок. Это доказывает, что доска не была обрезана.

2) Реставрация коснулась верхней части неба. Помимо этого был выполнен ряд других мелких исправлений.

3) Трещина размером 11 сантиметров на доске была реставрирована дважды

4) Вуаль, написанную в несколько слоев, по ошибке принимали за чепчик.

5) Пятна в уголке глаза и на подбородке являются результатом повреждения лакового покрытия. Это опровергает первоначальную гипотезу о том, что да Винчи изобразил симптомы болезни натурщицы, которая страдала от повышенного содержания холестерина в крови.

6) Первоначально взгляд Моны Лизы был несколько другим.

7) Уменьшение трещинок в области губ и глаз свидетельствует о возможных реставрациях или осветлении лака.

8) У Моны Лизы было более широкое лицо, нежели сейчас

9) Улыбка была более выразительной и четкой.

10) До сих пор изображение вуали нельзя было видеть отчетливо. По всей видимости, Леонардо стремился к четкой прорисовке контуров вуали.

11) Вы можете увидеть, что вуаль была написана поверх пейзажа. Благодаря этой информации можно сделать вывод о технике художника, а также воспроизвести очередность, в которой Леонардо писал тот или иной элемент картины.

12) Колонна со временем стала прозрачной. При взаимодействии с некоторыми пигментами масло имеет свойство с годами становиться более прозрачным.

13) С платья Моны Лизы исчезли кружева.

14) Вы можете увидеть подготовительный набросок кружев.

15) Становятся заметны ранее невидимые линии, свидетельствующие о том, что вуаль была написана художником позже.

16) Вы можете увидеть предварительный набросок колонны в левой части картины.

17) Перила выполнены из дерева.

18) Под правым локтем стал виден накрытый вуалью подлокотник кресла.

19) В области локтя натурщицы стали заметны следы реставрации, проведенной после того, как в 1956 году один из посетителей повредил картину, бросив в нее камень.

20) Пальцы рук не прорисованы до конца.

21) Леонардо решил изменить первоначальное положение указательного и среднего пальцев левой руки.

22) Покрывало, лежащее на коленях Моны Лизы, переброшено через ее запястье (запястье слегка согнуто). Это во многом объясняет положение руки Моны Лизы, поддерживающей покрывало на животе.

23) Мона Лиза держит или придерживает покрывало на коленях пальцами левой руки.

24) На изображении отчетливо видны декоративные элементы в форме маленьких колонн на подлокотнике кресла.

25) Было сделано удивительное открытие  – смотрите снимки глаз Моны Лизы.

Снимки глаз Моны Лизы 

(подпись под илл.)

Так что же случилось с бровями и ресницами Моны Лизы?

Согласно Паскалю, существуют три гипотезы:

1) Возможно, краски, состоящие из пигмента земляного порошка и масла, с помощью которых Леонардо рисовал ресницы, смешались с грунтовкой холста и растворились.

2) С течением времени масло наряду с пигментом выцвело. Эта гипотеза является наиболее распространенной. Посмотрите на правую колонну, которая также начинает исчезать.

3) Возможно, ресницы исчезли с картины вследствие неправильной чистки картины и повреждения лакового покрытия. Множество образовавшихся трещинок возле глаз подтверждают данную гипотезу.


Источник
Tags: выставки, портреты, ренессанс - леонардо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments