Искусство, начавшись <для нас> в Древней Греции, очень быстро пришло к иллюзионизму.
Платону это претило, он презирал такое мастерство, которое заставляло нарисованный виноград путать с настоящим. Подражание вещам - это низко, упражнение делать тени теней никуда не ведет.
Аристотелю же это нравилось. Имитация (мимезис) реальности - вот развлечение, которым занимается искусство и через которое можно управлять эмоциями людей. Это власть.
Невероятно, но даже в наши дни, спустя две с половиной тысячи лет, мы все еще не знаем, какова природа суггестии, производимой иллюзионистическим повторением вещей в искусстве.
Мы лишь по-прежнему впадаем в транс, глядя на то, как это похоже и не похоже одновременно.
И в нашем трансе НИЧЕГО не изменилось со времени гневной критики Платона и потирания рук Аристотеля.
И никакая фотография, никакая техника ни на миллиметр не сдвинула нас с этой позиции:
сидеть, открыв рот, в привычном гипнозе, вперившись взглядом в такой вот или подобный рисунок, и с трудом пытаться понять источник этого притяжения: то ли это потому, что так похоже, то ли потому, что так не похоже при этом.
Платону это претило, он презирал такое мастерство, которое заставляло нарисованный виноград путать с настоящим. Подражание вещам - это низко, упражнение делать тени теней никуда не ведет.
Аристотелю же это нравилось. Имитация (мимезис) реальности - вот развлечение, которым занимается искусство и через которое можно управлять эмоциями людей. Это власть.
Невероятно, но даже в наши дни, спустя две с половиной тысячи лет, мы все еще не знаем, какова природа суггестии, производимой иллюзионистическим повторением вещей в искусстве.
Мы лишь по-прежнему впадаем в транс, глядя на то, как это похоже и не похоже одновременно.
И в нашем трансе НИЧЕГО не изменилось со времени гневной критики Платона и потирания рук Аристотеля.
И никакая фотография, никакая техника ни на миллиметр не сдвинула нас с этой позиции:
сидеть, открыв рот, в привычном гипнозе, вперившись взглядом в такой вот или подобный рисунок, и с трудом пытаться понять источник этого притяжения: то ли это потому, что так похоже, то ли потому, что так не похоже при этом.