В новой выставке, которую назвали «Избранники Клио. Перед судом истории», из названия убрано эффектное противопоставление, а из экспозиции — та острота, которая сделала петербургский проект предметом многочисленных споров. Выставка в итоге получилась спокойной и более потворствующей любознательности и академической любви к истории, чем желанию пощекотать нервы, восхитившись или ужаснувшись.
Этой камерной задаче соответствует и размер выставки — всего 2 зала (в Петербурге она была гигантской и заняла целых два этажа корпуса Бенуа). Первый зал посвящен эпохе от Рюрика до Николая II, второй — советскому времени. Тема выставки, по утверждению ее создателей, ответ на вопрос — какие исторические персонажи для потомков олицетворяли вечные ценности и сиюминутные ориентиры. Однако намного нагляднее она отвечает на иной вопрос — назовите глав российского государства в хронологическом порядке.
Пимен Орлов. Убийство князя Михаила Тверского в орде
Маковский. Ксения Годунова над телом убитого брата
Первый зал целиком заполнен русской живописью XIX века. Ее герои — княгиня Ольга, Александр Невский, Иван Грозный, первые Романовы, Петр I, Анна Иоановна, Екатерина II и Николай II. Большинство из них — продукт академической школы: это значит, что они полны патетических поз и странных жестов, как, например, «Софья Витовтовна отнимает пояс Дмитрия Шемяки» кисти Чистякова или «Убийство детей Годунова» Маковского. Более привычны повествовательные работы конца века: знаменитые «Петр I допрашивает царевича Алексея» работы Ге или «Иван Грозный» Васнецова. Подробные объяснения сопровождают каждую картину: Екатерина II пропагандировала княгиню Ольгу из женской солидарности, древнерусские князья и их борьба были популярны на волне событий Отечественной войны 1812 года, Петр Великий использовался Николаем I для агитации самодержавия, узник Иоанн Антонович интересовал интеллигенцию в эпоху политического террора 1880-х годов, а Ивана Грозного разрешили иллюстрировать только после отмены «высокой цензуры». Благодаря подобному информационному сопровождению даже наивные по композиции вещи становятся чрезвычайно увлекательными. Несколько настоящих исторических вещей, например, шлафрок Петра или мундир Екатерины, подкрепляют впечатление.
К. Штейбен. Петр Великий в детстве, спасаемый матерью от ярости стрельцов
Вход в этот первый зал — снаружи здания, со стороны нулевого меридиана (подъезд №2). Чтобы увидеть продолжение экспозиции, надо войти в основной подъезд музея и подняться под самую крышу, на 4-й этаж. Путь длинный, и за это время надо не позабыть основную концепцию. Итак, в зале, посвященном советской эпохе, ожидаешь увидеть продолжение — советские произведения на исторические темы. Например, перед войной опять стала актуальна тема Александра Невского, поэтому вот вам большие полотна на эту тему, а во 2-й половине века культ личности был создан вокруг Пушкина — и вот обилие картин про Лицей. Ничего подобного здесь мы не увидим: на стенах галерея портретов лидеров от Керенского до Хрущева (а в предыдущем зале не было ни одного прижизненного изображения, кроме Николая II).
Портреты, впрочем, прекрасные — это хрестоматийные работы Бродского, Герасимова, Набалдяна, Салахова и т. п. Все они очень любопытны и отличаются превосходным качеством живописи. Некоторые групповые портреты — из тех, что надолго были сосланы в запасники из-за того, что в массовке изображены троцкисты и другие сомнительные лица. Вдоль стен — витрины с медалями, фраками музыкантов и мундирами военных. Под потолком развивается яркое красное знамя. Во втором зале создается впечатление, что ХХ век, в отличие от XIX-го, героизировал исключительно свою современность — что, разумеется не так.
Каждый из этих двух залов оказался бы превосходной самостоятельной выставкой. Соединившись под одним названием они оказываются контрастом, а не единым целым. И все же истории, которые экспонаты рассказывают зрителям, так занятны, а картины — так хрестоматийны и энергетичны, что путешествием в прошлое эта экспозиция оказывается весьма увлекательным.
КАРТИНКИ
И.Бродский. Похороны Ленина
Здесь надо рассматривать тех, кто стоит вокруг гроба
Лукин. Свершилось.
К. Ф. Юон. Первое появление В. И. Ленина на заседании Петросовета в Смольном. 25 октября 1917 года. 1927
За спиной у Ленина прекрасные люди. Вглядитесь в крупный план. Какие удивительные страшные лица.
Р. Франц. Взятие Зимнего дворца
Крандиевский
Эта картина тоже пострадала из-за "неправильной" массовки
А. М. Герасимов. Гимн Октябрю. 1942
Д. А. Налбандян. Портрет Н. С. Хрущева. 1961
Таир Салахов. Л. И. Брежнев за работой над «Воспоминаниями». 1981
И. А. Пензов. Портрет К. У. Черненко. 1984
Г. М. Коржев. Беседа. 1980–1985
Приличные репродукции - из отчета о питерской выставке, за который огромное спасибо. Кстати, там огромное количество произведений, которые в Москву не привезли.