Помимо писем два великих правителя обменивались подарками. От всей этой истории в Оружейной палате осталась драгоценная штучка - английский Орден Подвязки, который королева пожаловала царю. Именно так говорили, показывая ее императрице Елизавете Петровне, императору Николаю I и прочим. Однако настоящая история подвески намного запутанней - и от этого любопытней.
т
1. Подвеска в Оружейной палате (фото из каталога выставки "Державные кавалеры. Иностранные ордена российских императоров", 2010 год).
2. Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею (А. Д. Литовченко, 1875 год).
Поговорим немного об Ордене Подвязки. Этот высший британский орден был учрежден королем Эдуардом III - согласно легенде, его дама уронила подвязку во время танца, над ней засмеялись, король же поднял и завязал ее на свой ноге со словами «Пусть будет стыдно тому, кто об этом плохо подумает», что и стало девизом ордена. Орденский же знак представлял собой ленту, украшенную данным девизом. Эту подвязку мужчины носят под левым коленом, скрепляя золотой пряжкой; женщинам, понятно, с их длинными юбками хвастаться таким орденом было б неудобно, поэтому они носят её на левой руке.
1. Король Эдуард III.
2. Фрагмент портрета 18 века, показывающий, как носили орден.
3. Томас Говард, граф Саффолк (кузен королевы Елизаветы), в церемониальном облачении ордена с подвязкой под коленом (16 век).
Было б, конечно, сладко представить себе сцену, в которой Горсей (посол английской королевы с предыдущей картины), преклонив колена перед Иваном Грозным, одетым в золотую парчу, повязывает ему на ногу подвязку, преподнесенную столь милой дамой, какой была Елизавета.
1. Елизавета Английская.
2. Орден Подвязки
3. Парсуна Ивана Грозного из Копенгагенского музея. Наиболее достоверное из сохранившихся изображений царя - кстати, о том, как она попала в Копенгаген, была какая-то отдельная забавная история, но я никак не могу ее найти.
Однако ж такого произойти не могло в любом случае - дедушка королевы Елизаветы Генрих VII, первый из тюдоровской династии, видимо, ощущая все же некоторую неловкость от ордена подобной формы, создал дополнительный орденский знак в виде Георгия Победоносца, побивающего змея. (Этот святой, как известно, тоже покровитель Англии, не только Москвы).
1. Фрагмент портрета 18 века с изображением орденского знака и цепи.
2. Стандартный медальон ордена
3. Медальон 19 века из Эрмитажа.
4. Медальон из интернет-аукциона, вроде 19 век.
Примерно такая подвеска и хранится в Оружейной палате. Ее можно было увидеть на недавно закончившейся выставке орденов русских императоров в Патриаршей палате.
Фото из каталога
Мое фото: качество, конечно, похуже, зато можно представить реальный размер. На заднем плане - 2 подвязки и звезда ордена.
В 1757 году императрице Елизавете Петровне показывали эту драгоценность Ивана Грозного. В 1853 году вещь, уже ставшая легендарной, по приказу Николая I была передана из Московского Главного архива Министерства иностранных дел в Оружейную палату.
Однако во 2-й половине 19 века выяснением ее подлинной истории решил заняться замечательный историк и дипломат барон Фёдор Андреевич Бюлер. С типичной немецкой обстоятельностью он написал официальный запрос к герольдмейстеру Ордена Подвязки в Великобританию. (Тут место для приступа зависти - это у нас в России сплошные пожары да разорения, а в Англии архивы спокойно хранятся себе со времен Средневековья, и ничего с ними не происходит). Списки кавалеров ордена у буржуев, разумеется, были в целостности и сохранности с 1378 года. Седой архивист покопался в записях и послал в далекую Россию официальный ответ: нету вашего царя в списке награжденных нашей королевой. Вообще она ни одного русского не награждала, даже тех послов, которых знала лично. (Ни одного портрета этих людей не сохранилось, но какими они казались иностранцам, можно примерно представить по изображениям следующих поколений).
1. Хуан Карреньо де Миранда (придворный портретист испанского короля). Портрет посла Петра Потемкина (в 1675 году он служил в Англии при дворе Карла II)
2. Групповой портрет участников русского посольства 1662 г. в Англию во главе с князем Прозоровским с поздравлениями к Карлу II. Неизвестный английский художник. X., м. 1662.
3. Юстас Сустерманс (придворный портретист герцогов Медичи). Портрет Ивана Чемоданова, посла в Венеции в 1656.
Дотошный товарищ барон Бюлер решил копать. Если Елизавета ордена не жаловал, откуда взялась легенда? И, собственно, сам орден - он откуда-то взялся сам?
История о пожаловании ордена царю основывалась, видимо, на брошеной вскользь фразе С. Коллинса — врача царя Алексея Михайловича, находившегося в России в 1659—1671 гг. Описывая в своей книге, опубликованной в 1671 году в Лондоне, российский герб, Коллинз пишет, что на груди двуглавого орла изображен святой Георгий на коне, который, «как некоторые говорят, прибавлен с тех пор, как королева Елизавета прислала Ивану Васильевичу орден Подвязки».
Это, конечно, "красиво" - считать, что наш родной святой Георгий появился в нашем родном гербе лишь из-за подарка рыжей королевы!
1. Страница из Царского титулярника (17 век): орел без Георгия на груди.
2. Герб примерно того же времени, орел - с Георгием.
Все, конечно, не так. Исследователи традиционно отмечают, что данный всадник вообще традиционно воспринимался как изображение просто текущего государя (а не святого). Со времени Ивана Грозного и раньше всадник на русских монетах и печатях трактовался как «князь великий на коне, а имея копье в руце». Подобная трактовка изображения оставалась неизменной до начала 18-го века, и только в петровское время (примерно с 1710-х) его впервые стали называть именно «святым Георгием». (Это было связано с установлением имперской эмблематики).
Итак, кто ляпнул, барон выяснил. Теперь остался вопрос - откуда взялось.
Документы нашлись. По ним подвеска была передана в 1726 году в Кабинет (затем в Коллегию иностранных дел) сыном знаменитого Артамона Матвеева, того самого боярина, в чьем доме его родичка Наталья Кирилловна Нарышкина познакомилась со своим будущим мужем - и мы получили историю нашего государства в том виде, которое имеем.
1. Артамон Матвеев ("провинциальный" портрет европеизирован - модель одета в доспехи, которые, конечно, он никогда не носил. Тут они являются символом его полководческого и государственного таланта). Борода - осталась с допетровской моды.
2. Андрей Артамонович Матвеев в длинном парике по моде, введенной Петром.
3. Карл II на портрете кисти Филиппа де Шампаня (автора знаменитого портрета Ришелье). Тут доспехи выполняют ту же функцию, но нарисовано все гораздо профессиональнее. Кстати, кто не видел "Красоту по-английски" с Рупертом Эвереттом в роли этого короля - быстро наверстывать!
Андрей Артамонович был послом в Англии в 1706-8 гг. (Его мать, жена Артамона, была Мэри Гамильтон, из осевшего на Руси шотландского дворянского рода). Андрей, передавая подвеску, сказал, что это знак ордена, присланного его отцу английским королем Карлом II с посольством. Как он пишет в своей «Записке», прилагавшейся к вложению, за поддержку короля в годы изгнания и за «вспоможение к наследствию и к получению той же Англинской короны». Андрей продолжает, что поскольку при царском дворе еще не было обычая носить орденов, то это знак «честно без ношения содержан был в доме его господина Матвеева».
Барон Бюлер опять берется за перо и пишет в Англию. "Дорогой герольдмейстер, что Ивана нашего Васильевича вы не награждали, я понял, ответом удовлетворен. А как насчет Карла II? Не награждал ли он Артамона Матвеева? И на фамилию его сына, Андрея, тоже на всякий случай посмотрите, будьте добры". Седой архивист, кряхтя, перетряхивает фолианты и пишет в Москву: "Нету таких. Первый русский, которого наградили - ваш император Александр, как союзника в наполеоновских битвах. И потом мы награждали только императоров и наследников. Не было никого до 1800-х годов!
Итак, никого этим орденом в 16-17 веках (стиль свидетельствует о дате) не награждали. В настоящий момент исследователи, следуя за Бюлером, считают, что Андрей Матвеев попросту соврал: в тот момент, когда он передавал драгоценность в казну, его семья была в сильной опале, и этим актом он демонстрировал: "Вот, какая у нас семья! Нас высшими орденами Европы награждали еще когда!".
А потом они, эти исследователи, посмотрели на орден и поняли, что это вообще не орден.
Орденская цепь со знаком св. Георгия, подвязка, звезда и подвеска Ордена Подвязки (награды Саксен-Кобургского дома)
Святой Георгий почему-то в красной рубахе, босиком, с непокрытой головой - а должен быть в доспехах. Потом они посмотрели на дракона - батюшки святы, да это не нормальный европейский дракон, а какой-то Змей Горыныч трехголовый!
1. Фрагмент подвески с головами дракона
2. Папесса Иоанна в тиаре верхом на звере Апокалипсиса
3. Вавилонская блудница верхом на 7-главом звере
Причем не просто трехголовый - с головой грифона в центре, мужским и женским лицами справа и слева. На голове - папская тиара. Значит, точно не орден, а почти политическая карикатура времен Реформации и борьбы с папством: так, с отсылом к Блуднице Вавилонской, протестанты высмеивали Рим.
Финальный вердикт:
стилистически подвеска относится к эпохе позднего Ренессанса (под влиянием маньеризма). Возможно, она выполнена в Западной Германии в конце XVI — начале XVII вв. в стиле подвесок нидерландского ювелира Эразмуса Хорника (работал при дворе императора Рудольфа II). В австрийских сокровищницах находятся стилистически похожие вещи (я поленилась сканировать из каталога). Аналогичная по ювелирному исполнению фигурка святого Георгия на коне, поражающего трехглавого дракона, но, очевидно, прикрепленная к более поздней пластине, хранится в Золотой сокровищнице Украины. А Андрей Матвеев, проезжая по своим посольским делам по Германии, увидел красивое украшение и купил его (ну, либо в ювелирной лавке в Лондоне). Дома в России оно лежало без дела, а потом он, вспомнив, что она похожа на орден, провел пиар-акцию с целью возвеличивания собственной фамилии. Эффекта не получилось - весь пиар почему-то сместился на Ивана Грозного. И несколько поколений русских царей верили, что так и было.
1. Король Карл II прячется на дереве.
2. Карл переодевается в крестьянскую одежду.
3. Карл принимает подданных в лесу.
Однако ж мне хочется представить сцену, почти из Дюма, но с русским колоритом. Дождь, осень, промозглая хибара на окраине Франции. Король-скиталец Карл II, блуждая по Европе, самолично вручает боярину Артамону Матвееву украшение с собственной груди. Украшение, купленное до этого у немца-ювелира, потому что оно было похоже на настоящий орден Подвязки (у беженца Карла же ничего своего, английского, же не и было с собой). Поэтому и в архивах герольдмейстера дядюшка Петра I отсутствует - пока обратно корону Карл получил, уже десять раз забыли, кого и чем наградили.
Атоса-то небось тоже в тех списках не было бы.
Википедия: Орден Подвязки Ивана Грозного (статья, написанная мною же, там все то же, но наукообразно)