Букет цветов. Санкт-Петербург, 1740-е. Мастер Иеремия Позье.
Яшма, агат, тигровый глаз, кремень, альмандин, берилл, бирюза, коралл, опал, корунды (розовые), аквамарины, топаз, аметист, бриллианты, алмазы огранки "роза", рубины, сапфиры, изумруды, золото, серебро, стекло, ткань; резьба, полировка.
13х19 см.
Поступил в конце XVIII века, упоминается среди вещей Екатерины II. С середины XIX века хранится в галерее драгоценностей Эрмитажа, инв. № Э-1863
Мое фото с выставки Фаберже, которая сейчас проходит в Кремле
Каталог выставки: «Этот великолепный букет может рассматриваться как своеобразная минералогическая коллекция - он составлен из драгоценных и полудрагоценных камней, различных по минералогическому достоинству и способу обработки. В центре - цветок в виде тюльпана, выполненный из неровно окрашенного аметиста весом 33 грамма. В других цветах ювелир смело использует контрасты голубых топазов и аквамаринов, ярких рубинов и сапфиров. Отдельные мелкие цветы из различных минералов, в том числе яшмы, кахолонга, агата и тигрового глаза, усиливают выразительность общего художественного решения. Особый акцент придает букету фигурка мухи, оживляющая эту нарядную композицию. Все камни, образующие цветы, в основном заключены в серебряные оправы, а золото служит лишь для монтировки отдельных цветов в букет.
Фото с сайта Эрмитажа: качество похуже, но немного другой разворот. Обратите внимание на муху, которая сидит на красном цветке слева.
Такого рода букеты предназначались для ношения их на корсете, и потому с обратной стороны букет имеет плоский крюк для крепления. Позднее для экспонирования этого произведения была изготовлена специальная ваза-подставка.
Долгое время букет считался изделием неизвестного мастера середины XVIII столетия. М. Мартынова, а позднее Л. Кузнецова атрибутировали его как петербургскую работу. Затем М. Торнеус отнесла букет к изделиям Иеремии Позье. Датировка варьировалась от 1740-х до 1780-х гг. Известно, что Позье неоднократно путешествовал по Европе, закупая отдельные минералы и готовые изделия. Он был хорошо знаком с творчеством своих современников. Аналогом этого эрмитажного произведения является букет работы мастера Гроссера 1736 года, изготовленный в качестве подарка австрийской императрицы Марии Терезии ее будущему мужу. Крепления камней венского букета, разработка декоративных элементов каждого цветка, компоновка их в букет идентичны эрмитажному изделию».
Портретов Екатерины II с этим украшением мне найти не удалось. Если честно, мне вообще не удалось найти хоть чьих-нибудь портретов с подобным букетом: все украшения для корсажей на портретах 1740-60-х - это огромные треугольные броши, крепящиеся строго по центру. А букетов нет.
Зато вот фото букета Гроссера, который Мария-Терезия преподнесла мужу Францу I в числе свадебных подарков.
Фото: Lessing photo archive, Gemology online
Он находится в Naturhistorisches Museum Wien (Музее естественной истории). Пишут, что это не было украшение для корсажа, а сразу настольный букет-пылесборничек, что и логично, раз он предназначался мужчине. Букет из множества минералов - потому что Франц увлекался минералогией.
Императрица Мария Терезия с мужем императором Францем
Букет (побогаче нашего отечественного) выполнен из 761 различных драгоценных камней + 2,102 бриллианта. Он имеет 49 см в высоту. Кроме мухи здесь есть стрекоза и оса.
Иеремия Позье, автор нашего букета, вошел в историю прежде всего как автор Короны Российской империи.
Вигилиус Эриксен. Екатерина II в Короне Российской империи.
Он попал в Россию еще юношей совсем случайно, был записан в полк сержантом и послан в Архангельск. Однако ему повезло и он нашел свою судьбу.
Половцев в своем биографическом словаре пишет о ювелире так:
«...Иеремия скоро сделался известен императрице Анне Иоанновне, которая очень любила бриллианты, и часто приказывала Граверо приходить со своими мастерами в ее покои и работать там на ее глазах. Императрица обратила на Иеремию свое внимание и предложила ему в свите посольства отправиться в Китай для закупки разных дорогих вещей; он согласился, но ему не пришлось туда отправиться, так как императрица вскоре скончалась. Между тем, еще раньше этого, выйдя из ученья, Иеремия Позье открыл свою собственную маленькую мастерскую и, благодаря тому, что был лично известен императрице, стал получать много заказов и приобрел большие знакомства при дворе, — и его скромная мастерская очень скоро приняла совершенно иной вид.
Вся царская фамилия, начиная с императрицы Анны Иоанновны и кончая вел. княг. Екатериной Алексеевной, делала ему постоянные заказы, приглашала его во дворец, беседовала с ним. Благодаря всему этому, Позье стал в хорошие отношения с тогдашней знатью и временщиками, а с некоторыми из них, напр., с Лестоком был на приятельской ноге. Особенно благоволила к нему императрица Елизавета Петровна: она любила его настолько, что всесильный тогда канцлер граф Бестужев-Рюмин в последние годы ее царствования нередко прибегал к посредству Позье для получения аудиенции и расположения императрицы. Все искали знакомства с Позье, даже иностранные послы и посланники, и некоторым из них Позье оказал существенные услуги.
Пять перемен правления совершилось перед его глазами; все они, конечно, должны были отразиться на его заказах, и поэтому Позье не мог отнестись к ним безучастно, но был так тактичен и осторожен, не впутываясь никогда ни в какие интриги и держась в стороне, что пользовался всегда неизменным расположением всех; его даже боялись посвящать в планы готовящихся событий: так, что, напр., Лесток, с которым Позье был приятелем, ужиная с ним за несколько часов до возведения на престол императрицы Елизаветы Петровны, не решился сообщить ему о предстоящем перевороте. Позье сумел поддерживать хорошие отношения с императором Петром III, — который 30-го января 1762 г. пожаловал его в придворные ювелиры и, вместе с тем, сделал бригадиром; с императрицей Екатериной II, которая очень к нему благоволила, будучи великой княгиней и во время короткого царствования Петра III.
При всем своем уменье так удачно лавировать между противоположными течениями, Позье совсем не походил на тех алчных и бессовестных авантюристов, которые приезжали в Россию только для того, чтобы нажиться; будучи человеком очень честным и доверчивым, он сам очень часто материально страдал; боязнь совсем потерять нажитые средства и заставила его покинуть Россию в начале царствования императрицы Екатерины II: ибо потерять в его лета хорошее состояние, которое он к этому времени составил, было бы для него окончательным крахом. Получив как бы кратковременный отпуск, Позье в январе 1764 г. с женой и взрослыми дочерьми покинул навсегда Россию и поселился в Женеве».
Он оставил весьма любопытные записки о России, рекомендую почитать.
http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Pozie/pred.phtml?id=4042
http://www.memoirs.ru/texts/PozieRS70T1.htm
Там он описывает свою жизнь в эпоху дворцовых переворотов, Бабье царство, роскошь балов и, конечно, свою работу - драгоценности.
Помимо упомянутого выше букета, в Эрмитаже показывают еще две подобные его работы:
Фото: Эрмитаж, Бродячая камера
Подозреваю, что это тоже аналогичные украшения изначально.
На выставке в Кремле «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России» ее организаторы пытались подчеркнуть преемственность ювелирного и камнерезного дела в России, и потому букет Позье выставлен в одной витрине с цветочками фирмы Фаберже - поставщиков потомков клиентов Позье.
Мое фото с выставки Фаберже, которая сейчас проходит в Кремле
Эти цветы, которых Фаберже наделал множество, конечно, более изысканны и элегантны. Делались они сразу как интерьерное, а не платяное украшение. Обратите внимание на ближний цветок - это анютины глазки, внутри которых - портреты детей Николая II и Александры Федоровны, подарок от него к ней. Лепестки могут складываться.
От Иеремии Позье в Эрмитаже и в Алмазном фонде осталось еще несколько вещей, надеюсь, о них будет рассказано позже, равно как о Фаберже и замечательной выставке. Постараюсь, чтобы мной, поскольку материал есть.