Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Деревенские истории под пиво: опера

Сходили с Лариной в «Геликон-опера» на «Крестьянскую кантату» Иоганна Себастьяна Баха.
Ни капли серьезности, которая диктуется солидными словами «кантата» и «Бах», в ней нет.
Это комедия с подзаголовком «Деревенские истории под пиво», причем каждый зритель во время спектакля получает по кружке пива — и немало смеется.




Тут нет ничего, что отпугивает людей легкомысленных от оперного жанра (сидеть в огромном зале еще с сотнями таких же покашливающих зрителей, тяжелый занавес, далекие еле различимые лица исполнителей, многочасовая занудность). Представление-виньетка длится всего чуть более получаса. Ее показывают в арт-кафе «Геликон-оперы», куда влезает от силы человек сорок, которых рассаживают вдоль всех стен в 1-2 ряда. На стойку перед ними ставится по кружке пива (пиво плохое дешевое, но антураж создает).



Восемь музыкантов сидят непосредственно вплотную к зрителям, певцы (которых всего двое — сопрано и бас) выступают прямо нос к носу к ним. В первые секунды от этой камерности, неотделенности артистов от публики той невидимой стеклянной стеной, которую обычно создает сцена, возникает ощущение приземленности — будто сейчас тебе в студенческой столовой покажут номер домашней самодеятельности. Но это чувство испаряется мгновенно, лишь только певцы открывают рот, а клавесин начинает играть. Мощное сопрано, которое способно донестись сквозь партер и амфитеатр до балкона — сейчас предназначенно считанным слушателям. И достается им в огромной дозе прямо за смехотворную цену.



«Крестьянская кантата» — это одно из последних произведений стареющего Баха, и оно наполнено милым мужицким немецким юмором, который нам, конечно, со слуха не понять, но персонажи пытаются каждую из этих шуток отыгрывать экспрессивной мимикой, жестами, шлепками по попе, падениями и чоканьем полными пивными кружками. Публика отзывается смехом. Собственно театра, с декорациями, сложными костюмами, массовкой и т. п. — тут нет. По сути это концертная постановка, хотя оба солиста и наряжены в крестьянские костюмы. Любители концертной музыки XVIII века безусловно получат удовольствие, тем что исполнение так разнообразили веселой картинкой; театралы — возможно, посетуют на бедность сценографии (но куда деваться «Геликону»?), но все равно отдадутся общему приподнятому настроению. Для обычной же публики «Крестьянская кантата», на мой взгляд — это то произведение, с которого можно начать приобщение к оперному жанру, чтобы не испугаться его величественности. Начинать читать романы подростку лучше с «Трех мушкетеров», чем с Достоевского: так и здесь — все не так солидно, как у Мусоргского и Вагнера, но намного милее и забавнее.

Там у них еще есть «Кофейная кантата». Тоже пойду смотреть.

Статья о кантате в Википедии
Послушать кантату онлайн. Исполнитель: Linde Consort
Tags: опера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments