Итальянский историк Антонио Форчеллино (Antonio Forcellino), специалист по Микеланджело, которому старую семейную реликвию принесли для изучения, атрибутировал ее как принадлежащую кисти великого художника.
Форчеллино опубликовал книгу «Потерянная "Пьета"» (La Pieta perduta), презентация которой прошла на днях. Искусствовед утверждает, что проследил историю полотна по документам из библиотеки Ватикана. Он считает, что картина была написана для маркизы Виттории Колонны, друга художника, около 1545 года, а в 1546 году кардинал Реджинальд Поул, будущий архиепископ Кентерберийский, много лет прятавшийся в Италии от своего кузена Генриха VIII Тюдора и чуть было не ставший папой римским, предлагал ее итальянскому кардиналу Эрколе Гонзага. Затем картина оказалась у одной немецкой баронессы, завещавшей его своей фрейлине, дальней родственницы прадеда Мартина Кобера. В Америке картина оказалась в 1883 году.
Найденная «Пьета», несмотря на то, что была потеряна из виду в XVI веке, тем не менее, хорошо известна искусствоведам: сохранился карандашный рисунок художника, предназначенный для этой картины, а также копия маслом одного из его последователей. Маркиза Виттория Колонна, которой предназначалась картина — поэтесса, одна из самых знаменитых женщин итальянского Ренессанса, платоническая возлюбленная Микеланджело на протяжении десятилетия, адресат множества его сонетов и любимый собеседник. Ее смерть стала для художника величайшей трагедией.
Несмотря на то, что написанная на дереве картина незакончена, ее ценность увеличивает то, что из станковых картин Микеланджело сохранилась лишь одна работа «Мадонна Дони» (галерея Уффици), в отличие от знаменитых фресок в Сикстинской капеллы. Стоимость «Пьеты», если ее подлинность подтвердится, может составить 300 млн. долл.
Напомним, что недавно была обнаружена неизвестная скульптура работы Микеланджело, а также было объявлено о находке картин Брейгеля, Караваджо и Веласкеса. Несмотря на то, что такие новости вызывают много огласки, они не всегда подтверждаются.
***
Мне вот интересно, насколько это реально с точки зрения теории вероятности - если картину не видели с 16 века? И насколько проще представить, что некто, вооружившись сохранившимся подлинным эскизом, наваял это? Ну не сейчас, а в 16-17 веках, например...
Интересно, что скажет техническая экспертиза, говорят, рентгеном ее светили, и все хорошо.