Добравшись как-то до своей любимой дачи, я залезла на чердак, и в куче разнообразного барахла нашла там икону царевича Дмитрия. Икона плохонькая, дешевенькая, конца 19 - начала 20 века, художественных достоинств никаких. Но она осыпалась. И так жалко было её, старушку, что привезла я её домой, в Москву, и глубокоуважаемая mama_4eli (которая, прежде чем приняла решение питаться 3 раза в день и нормально одеваться, работала, в ГОСНИИРе) тряхнула ради меня стариной, и положила досочку на операционный стол. Немного фотографий операции я вам предлагаю:
Фотографии, извиняюсь, не профессиональные. Поэтому ужас получился не очень подробным.
ДО И ПОСЛЕ:
Два фрагмента моей иконы, до и после реставрации.
На левой иллюстрации вы видите, как высох и начал отходить красочный слой. Пошли трещины, кое где краска вообще отвалилась. К счастью, лик остался цел, а вот левую (от зрителя) руку царевича мы потеряли. Правая фотография - фрагмент иконы после реставрации.
Что было изначально:
Как вы видите, икона в состоянии нерадостном. Она написана на гипсовой грунтовке, который не очень хорошо ведет себя со временем, вздувается и идет ходуном. Именно потому пошли трещины и отвалились куски краски - видите, просвечивает белый гипс. Сама доска вздулась, и из прямой стала почти полукруглой. Её нижний край "потрачен", как будто постоял в воде и подгнил.
Более светлый квадрат в левой нижней части - это кто-то когда-то пытался расчистить потемневшую ныне олифу, которой покрыта икона. Эта старая пробная расчистка показала, что изначально платье царевича было не темно-оранжевого, а светлого, почти желтого оттенка, а сам фон - не коричневым, а оливковым.
Вот фотография оборота иконы. Что она "сворачивается" - заметно, видны также следы жуков-древоточицев и гвоздей, трещины. Что-то вырезано ножом, видна буква "К".
Первым делом уважаемая mama_4eli взяла ватку, окунула её в мягкий вариант растворителя (спирт+пинен), и стала счищать с поверхности иконы потемневшую олифу. Олифа - это сорт масла, которым покрывали икону, закончив её. Она имеет тенденцию со временем невероятно темнеть.
Этот спирт смоет потемневший слой, и мы в итоге сможем увидеть первоначальные цвета. Обратите внимание, как окрасилась в темное ватка всего лишь от одного движения.
Процедур за этим последовало много. После того, как уважаемая mama_4eli смыла олифу, она оставила икону сохнуть. Икона сохла несколько часов, меня с фотоаппаратом, увы, там уже не было. Примерно в течении месяца (с перерывами на просыхания и т.п.) она отреставрировала икону.
Порядок операций:
- пробная расчистка (небольшой фрагмент)
- укрепление
- дезинфекция+восстановление поверхности оборота иконы - "законопачивание" дыр от жука точильщика чудесного
- снятие общей профилактической заклейки
- восстановление лицевой поверхности иконы - подведение реставрационного грунта-левкаса
- общая расчистка
- покрытие лицевой поверхности иконы защитным слоем лака
- живописное восстановление красочного слоя (тонировки акварелью)
- покрытие лицевой поверхности иконы с восстановленным красочным слоем защитным слоем лака (дубль два - "конверт" для тонировок)
Вот конечный результат:
ПОСЛЕ И ДО
Итак, во-первых, она вернула первоначальные цвета иконе. Затем, она укрепила клеем грунт, чтобы слои краски больше не отваливались. Кстати, икону мне вернули с зароком не ставить её в места где слишком влажно, слишком сухо или слишком большие перепады температуры - потому что от этого гипсовое основание снова взыграет и пойдут трещины. Именно поэтому в музеях всегда стоят датчики температурно-влажностного режима.
Она стала восстанавливать утраты красочного слоя - там, где исчезла живопись. Что восстанавливать на полях или на однотонном фоне - понятно, просто залить тем же цветом. А вот как именно востановить утраченную ручку царевича?
Подсказка - каноничность русских икон (для каждого святого существовал свой тип изображений, свои атрибуты, позы и одежды, которые им присущи). Так что, взглянув, на другие иконы царевича, например, на более роскошную и усложненную, но принципиально такую же по канону царевича, реставратор "вложила" царевичу в руку крест. (Крест - это символ его мученической кончины).
Обратите внимание на левый (от зрителя), восстановленный рукав. Если правый, оригинальный, сделан ровным коричневым цветом, то новый восстановлен штрихами, своего рода засечками, чтобы ученый (который знает этот принцип) мог увидеть, что это не оригинальная живопись, а восстановленная.
Закончив, она покрыла икону лаком (который тоже долго сох), и обработала её нижний, пострадавший край, чтобы он не был таким уязвимым.
А затем вручила мне с напутствием, что если я не буду следить за иконой и не буду её беречь, через 10-15 лет она снова придет в ужасное состояние. Ибо то, что рукотворно и то, что написано на старых деревянных досках (в отличие от того, что печатается на фольге на свечных заводиках) очень уязвимо и хрупко, имеет тенденцию стареть и умирать. Мой "Царевич", заметьте, может быть даже 20 века. Но как ему не здоровится. А представьте, как чувствуют себя трехсотлетние, четырехсотлетние и т.д. деревянные доски?
Берегите то, что у нас осталось. Вокруг нас так мало вещей, которые старше 60-х, 70-х годов.
Ссылки по теме:
http://shakko-kitsune.livejournal.com/351493.html
http://lib.aldebaran.ru/author/solouhin_vladimir/solouhin_vladimir_chernye_doski
http://art-con.ru/node/115
http://art-con.ru/node/883
http://nesusvet.narod.ru/ico/books/restoration/restoration4.htm
http://ikona.pl.ua/en/0/1183805336/view.php