Образ Марии Магдалины в культуре, если начать его анализировать, состоит из множества археологических слоев: копнём вот здесь — и обнаруживаем блудницу без имени с алавастром из Евангелия Луки, тут — следы святой проститутки пятого века Марии Египетской, чуть поглубже — возникает еще одна Мария, сестра Лазаря; вид сбоку — излюбленная конспирологами и графоманами Магдалеянка-Санг Рааль, «королевская кровь» — и так далее. Но тем не менее, наиболее логически завершенную с точки зрения драматургии и накала эмоций трактовку Магдалины, Магдалины не как мифа, а именно как литературного персонажа, с началом, концовкой и кульминацией, мы находим в классической католической традиции — а она очень сильно отличается от упоминания в три-четыре строчки в Новом Завете.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/83/Carlo_Crivelli_059_detail.jpg)
Вторым по популярности бестселлером на дремучем Западе после Библии была «Золотая Легенда», написанная доминиканцем Якопом Ворагинским. Он записал в ней все байки, легенды и фольклорные свидетельства о святых, какие мог достать — и поэтому чтением книжка получилась чрезвычайно увлекательным. Именно на ней и основывается традиционная иконография Магдалины.
Итак, Мария Магдалина была чрезвычайно прекрасной распутной женщиной, зарабатывавшей блудом большие деньги. Её рисовали с распущенными длинными волосами — рыжей или блондинкой, и в дорогих одеждах.
1. Пьеро ди Козимо; 2. Ян ван Скорель; 3. А.Ф.Сэндис; 4. Баккьяча; 5. Ян Госсаэрт. В руках всех изображенных женщин сосуд с миро, атрибут, о котором речь пойдет ниже
В Вифании у неё оставалась сестра Марфа, и брат Лазарь. Семья не одобряла занятия и настроения красавицы.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cc/Caravaggio_Martha%26Mary.jpg)
1. Караваджо. «Марфа укоряет Марию за тщеславие». Символ тщеславия — зеркало. 2.
Гвидо Каначчи. Тот же сюжет. На заднем плане аллегория Добродетели, торжествующей над Пороком. Обнажённая Мария после хорошего вечера возлежит на полу, а сестра руководящим жестом указывает ей на нравоучительные аллегории.
Но потом случилось нечто, что перевернуло всю жизнь Марии — она встретила Иисуса и уверовала в него.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4a/Spas_vsederzhitel_sinay.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/78/Cranach_d.%C3%84.%2C_Lucas_-_Christus_und_die_Ehebrecherin_-_Fr%C3%A4nkische_Galerie_-_1520.jpg)
1. Одно из самых ранних дошедших изображений Христа — энкаустическая (написанная восковыми красками) икона из монастыря св.Екатерины, Синай, (6-7 вв.). 2. Габриэль фон Макс,
«Исцеление больного ребенка», (2-я пол. 19 в.). 3. Лукас Кранах Ст.
«Христос и грешница»
После этого Магдалина оставила свое ремесло и стала следовать за Иисусом с учениками, служа ему своим достоянием. Чувства, испытываемые ею к Учителю, были глубокими. Как-то, когда Иисус с апостолами ужинал в доме одного из своих приверженцев в Вифании, Магдалина принесла драгоценный алавастровый (алебастровый) сосуд, полный дорогостоящих благовоний, разбила его и умастила ноги Иисусу, утерев их потом своими великолепными волосами. (Проблема того, кто именно умащал Иисуса — Магдалина, Мария из Вифании, безымянная блудница, были ли это ноги или голова, в чьем доме и в какой именно это день происходило — очень сложна. Желающие см. энциклопедическую статью
Помазание Иисуса миром. Но художников эти догматические споры не интересовали, они приняли красочную версию, что сделала это блудница Магдалина, и писали картины).
Изображения Марии, утирающей волосами ноги Иисусу, целующей стопы и обливающей их своими слезами — самая
эротичная форма изображений взаимодействия Иисуса с женщинами в религиозном искусстве.
1. «Пир в доме Симона Фарисея», Рубенс, 2.
Аналогично, рисунок Уильяма Хоула, 19 в.
Аналогично, неизвестный французский художник, 15 в.
Иисус также испытывал нежность и уважение к Магдалине. Её семья — Лазарь и Марфа, с которыми Магдалина помирилась, стали его друзьями, он гостил в их доме. Как-то, когда он был у них, Марфа хлопотала, собирая обед. Мария же просто села на пол у его ног и стала завороженно слушать слова Христа. Марфа (почему-то мне кажется, что она была старшей сестрой) упрекнула Марию в бездействии и сказала, что ей вообще-то нужна помощь. Иисус же защитил свою ученицу, произнеся: "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё."
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bf/Jan_Vermeer_%28attr.%29_-_Christ_in_the_House_of_Martha_and_Mary_-_National_Gallery_of_Scotland.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ed/Semiradsky_Christ_Martha_Maria.jpg)
1. Ранняя картина Вермеера. 2.
Марта, фламандская миниатюра, (15 в.). 3. Картина Генриха Семирадского.
Через некоторое время дружба Иисуса оказалась чрезвычайно важной для этой семьи — брат Магдалины, Лазарь, заболел и умер. Но Христос воскресил своего друга из мертвых. Лазарь восстал из гробницы, где он пролежал несколько дней. Вообразите чувства его любящих сестер, к которым с того света был возвращен брат.
Марфа и Мария целовали землю под ногами Иисуса, не нарадуясь воскрешению брата.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/35/Lazarus%2C_Russian_icon.jpg)
1. Фреска Джотто. 2. Русская икона. (Обратите внимание, Мария опять лобызает стопы Иисуса).
Но дальше настали тёмные времена: Тайная вечеря, моление о чаше в Гефсиманском саду, поцелуйное предательство Иуды, арест Иисуса, Христос оказывается перед синедрионом, перед Пилатом, перед Иродом, апостол Петр отрекается от него, Христа бичуют плетью и его тело покрывается кровью, его увенчивают колючим терновым венцом, на плечи ему нагромождают тяжелый деревянный крест, он идет, идет в гору, и на Голгофе железными гвоздями его прибивают к перекладинам, пронзая его стопы и кисти рук. Потом он испускает дух и сердце его пронзают копьем.
Магдалина была свидетельницей казни. Она обнимала подножие креста и опять целовала, рыдая, ступни Иисуса.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fe/Tuscania_San_Francesco_006.JPG)
![](https://imgprx.livejournal.net/3410109b2a4fc635422489667f76fe9965de87a3/KOVWvUdTbwGPmQljCkckKXXoXdJPMUr8cWpvHRIQFs93IVnsW35808WXAQTdwwX7BMhyw6e-fMekkbngcU3vmlkA7ZiyT8D-NBAtl4lsuzvFrcoVcStGW5Z8Vej3ni3-)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9e/Sacro_Monte_di_Domodossola._Fig.2.JPG)
1. Тосканская фреска. 2. М.Грюневальд,
Изенгеймский алтарь. 3. Скульптура Д.Буссолы (17-й в.)
Горе, которое испытала Магдалина, представить трудно. Они сняли тело Иисуса с креста, оплакали его, положили во гроб и похоронили.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1d/Fra_Bartolomeo_003.jpg)
1.
"Оплакивание Христа". Картина У. Лоренцетти. 2.
"Положение во гроб", картина Фра Бартоломео. Магдалина на обоих полотнах — рыдающая женщина, обнимающая стопы.
Через несколько дней Мария вместе с другими женами-мироносицами отправилась к гробнице, чтобы умастить покойного — сравните с тем, как она умащивала его до этого, живого и любимого. В руках у нее было то же миро, но ситуация уже изменилась кардинально. Но женщинам не удалось выполнить задуманного — камень, загораживавший вход, был отвален, а сидевший на нем ангел рассказал барышням о том, что Иисус воскрес.
В это поверить, конечно, сначала было трудно. Но через некоторое время Мария встретила самого Христа. Она хотела прикоснуться к нему, но он отстранился со словами запрета «Не прикасайся ко Мне, потому что Я еще не поднимался к Отцу. Пойди лучше к Моим братьям и скажи им: Я поднимаюсь к Моему Отцу и к вашему Отцу, к Моему Богу и к вашему Богу».
После этого начинается истинная перемена личности Магдалины. В ней уже ничто не напоминает ту расфуфыренную блудницу в золоте, которая вкушала жареных лебедей считанные месяцы тому назад. Когда апостолы расходятся по земле проповедовать, она вместе с братом и сестрой садятся на корабль и отправляются в Галлию, чтобы просвещать её. Но крещение Франции Магдалина предоставила своим попутчикам св. Максимину, Мартеллу и Кидонию. Сама же удалилась в пустыню и стала аскетом, оплакивая все свои грехи.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d4/Honor%C3%A9_Daumier_025.jpg)
1.
"Кающаяся Мария Магдалина". Картина Тициана. 2.
Аналогично. Рисунок Оноре Домье
Она жила в пещере, питалась чем бог пошлет. Ее одежда истлела, и тело прикрывали лишь волосы — уже не такие роскошные, вероятно, но все же длинные. Полное одиночество, наедине с собственными мыслями.
Она прожила так ТРИДЦАТЬ лет.
Под конец этой аскетической жизни в пустыне дух её исполнился просветления. Ее изнемождённое старое тело каждую ночь возносят — или ей это так кажется — на небеса ангелы. «Бог питает её пищей небесной, а ангелы каждый день поднимают её на небо, где она слушает пение небесных хоров „телесными ушами“».
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1f/Claudio_Jos%C3%A9_Vicente_Antol%C3%ADnez_-_Assumption_of_Mary_Magdalene_-_WGA00735.jpg)
1. Польская резная скульптура. 2. Картина Джованни Ланфранко (1604-1605). 3. Картина Клаудио Антолинеза (1660-1670). Обратите внимание, что во всех
"Вознесениях Марии" художники не достигают проникновения Донателло — везде она молода и красива, а кое-где даже довольно упитанна.
Перед смертью её причащает случайно забредший в эти края священник. Святой Максимин, приплывший с ней во Францию, погребает свою соратницу в заложенной им в Провансе церкви, где ее мощи показывают и поныне. Такова, согласно западной, католической традиции, была жизнь святой Марии Магдалины, блудницы, раскаянием искупившей свои грехи.
Нота бене:1. Православная церковь не считает Магдалину грешницей (по евангелиям из нее всего лишь изгнали 7 бесов) и полагает, что Мария (сестра Марфы и Лазаря), Магдалина и блудница, омывшая ноги Иисусу — три разные женщины. По византийским легендам после распятия Магдалина вместе с Иоанном проповедовала в Эфесе и, как предполагают, скончалась мирно от болезни, в окружении последователей.
2. Фетишизм, связанный со ступнями, по-научному называется
подофилия.
Ссылки:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мария_Магдалина
http://www.oceanru.com/magdalene/ - Галерея
http://www.globalfolio.net/main/modules/gallery2/v/Christian+Saints/St+Mary+Magdalene/ - аналогично
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →