UPD: Тут сдохло куча картинок, осторожно!!!
Неожиданно левую руку сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный серп острозубый, отсёк у родителя милого быстро член детородный, и бросил назад его сильным размахом... Член по морю долгое время носился; и белая пена взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене в той зародилась...
(с)
Вот так-то и появилась на свет богиня Афродита.
Несмотря на столь захватывающую для сердца каждой феминистки историю зачатия, в изображении сюжета рождения Афродиты, художники - что совершенно естественно - предпочитали писать другой момент: появление полностью обнаженной богини из морских волн, с каплями, стекающими по её телу, прядями длинных волос, прилипших к её груди, и так далее.
И тут я наверно вас удивлю - сюжет этого ню не теряет популярность уже две с половиной тысячи лет. Афродита Анадиомена - этот эпитет означает "выныривающая, выходящая из моря", будет выходить из-под кистей придворного художника Александра Македонского, а также любимого живописца Наполеона III, и - Пабло Пикассо. У каждого, разумеется, в своем варианте. И будет их немало:
СОЗДАТЕЛЬ Считается, идея Афродиты Анадиомены пришла в голову одному из величайших художников античности - Апеллесу. Он был придворным мастером Александра Макендонского, и писал его так хорошо, что царь, говорят, воскликнул: "Отныне никто не будет писать мои портреты, кроме тебя!". Понять чувства модели можно - например, для города Эфеса художник написал его сидящим на троне в виде Зевса и держащем пучок молний в руках. Правда, прежде чем стать постоянным живописцем двора, Апеллесу пришлось потрудиться - первый портрет Александра царю не понравился. Зато когда к картине подвели Буцефала, верного жеребца полководца, конь радостно заржал при виде любимого лица. "О царь, - усмехнулся мастер, - твой конь оказался лучшим ценителем живописи, чем ты".
Вот так надо проходить собеседования.
За "Александра-Громовержца" ему заплатили уже 20 талантов золота.
Из таких баек, к сожалению, и состоит практически вся история античной живописи - ведь из картин ничего не сохранилось. (Кое-что известно, правда, по римским копиям).
Создав свою
"Афродиту Анадиомену", Апеллес стал первопроходцем. Изображение обнаженного женского тела в те времена, 4 в. до н.э., было достаточно смелым -
вспомним Праксителя, который, изваяв нагую
"Афродиту Книдскую" с гетеры Фрины, должен был оправдываться перед афинским судом; вдобавок, шокированные заказчики статую не приняли (заказчики всегда мерзавцы) и ему пришлось сплавить её другим. Как обстояло дело с живописью, не очень понятно - тем не менее, картина Апеллеса сразу стала знаковой и вызвала множество подражаний.
Что конкретно на ней было изображено - неясно, старый сплетник Плиний Старший в своей
"Естественной истории" больше места посвятил рассказам о её перемещениях и цене. Считается, что фреска
"Рождение Венеры" из Помпей может быть копией Апеллеса, но это - лишь допущение, которое не очень сочетается со словами источников. А они описывают картину так:
новорожденная богиня, выходя из волн, отжимает волосы.
ЭВРИКА Идея изобразить Афродиту именно так пришла в голову Апеллесу, как говорят, внезапно: его вдохновила уже упоминавшаяся гетера
Фрина, натурщица Праксителя. Фрина была очень умна, красива, и зарабатывала огромные деньги - например, после того, как царь Лидии провел с ней ночь, ему пришлось повысить в своей родной стране налоги, чтобы восполнить дефицит бюджета. При всем при этом она была стыдлива: обнаженной её увидеть было практически невозможно. Общественные бани она не посещала, одевалась в плотные, а не прозрачные одежды, прикрывала волосы, прятала запястья, да и мужчин наедине предпочитала принимать в темноте. (Моя версия - она просто берегла свою эксклюзивность).
Только дважды в год, на Элевсинские и Посейдоновы мистерии она вставала в портике храма обнаженной, и, распустив волосы, шла через толпу в море, чтобы воздать почести богам. Естественно, такие явления привлекали массу народа. Я уверена, что у пиарщиков легко найдется термин для подобных рекламных акций.
При зрелище Фрины, выходящей из волн залива обратно на сушу, Апеллеса посетило вдохновение и он придумал образ
"Афродиты Анадиомены". Одни говорят, что Фрина позировала ему для этой картины, так же как она позировала для скульптуры Праксителю. Другие упоминают имя Кампаспы - бывшей любовницы Александра Македонского. Согласно легенде, царь как-то попросил художника написать её обнаженной. В процессе позирования Апеллес так проникся её красотой, что влюбился в неё без памяти. Александр подарил свою наложницу мастеру, продемонстрировав тем самым свое благородство (и свойственную ему прохладцу в отношениях с женщинами).
Картина отправилась в Асклепион - храм бога Асклепия на острове Кос, где она и находилась несколько столетий. Судьба полотна с началом Римской Империи оказалась не очень счастливой: около рубежа нашей эры её забрал император Август, правда, простив взамен жителям острова налогов на сумму в 100 талантов. Он поместил её в Риме, в храме Юлия Цезаря. К этому времени картина была уже повреждена в нижней части, но за реставрацию ее никто не брался. А император Нерон, известный перфекционист, заменил погибающее произведение одной из работ некоего мастера Доротея. С тех пор так никто и не знает, что там было. Но многие предлагают свои толкования.
АТРИБУТИКА Поговорим об атрибутике, которая сопровождала новорожденную богиню в её изображениях. Самым символически наполненным в этом смысле является полотно Сандро Боттичелли
"Рождение Венеры", который чрезвычайно тщательно изучал все доступные ему античные свидетельства.
Безусловно, в
"Рождении Венеры" должно присутствовать море (вспомним, что именно его оплодотворили отрезанные гениталии Урана, т.е. оно выступило как бы матерью. Не зря в позднем варианте мифа Афродита - дочь Зевса, верховного бога уже следующего поколения, именно от
океаниды Дионы). Присутствуют морские атрибуты - дельфины, рыбы, нимфы-нереиды. Богиню на берегу встречают её служанки - оры и хариты, и гостеприимно обдувают ветра. Под ногами распускаются цветы. Иногда присутствуют обычные её спутники - амуры и купидончики.
И два главных признака Афродиты Анадиомены - ракушка, на которой Афродита проплыла от острова Кифера (где она появилась) до острова Кипр (где она высадилась); а также пряди мокрых волос, которые богиня выжимает от морской пены.
Эти же детали, только не столь жестко структурированные, мы видим на картинах мастеров и позднего времени. Например, у академиста Бугро при рождении богини присутствует огромное количество народу - какие-то кентавры, тритоны, как минимум, дюжина амуров, черный дельфинчик и проч. Буше более камерен - у него Венера возлежит то ли на синем атласе, то ли на волнах, и только рыба, таращась большим глазом, дает более явный намек на сюжет картины. В отличие от картины Боттичелли, где ракушка под ногами Венеры является композиционным фокусом картины, у Буше её нет, а у Бугро она теряется.
РАКУШКА Как неаппетитно объясняют продвинутые искусствоведы и культурологи, морская раковина в античном мире являлась символом вульвы. Это не странно - ту же самую ситуацию мы находим у индуистов с их йони. Упоминания о том, что на картине Апеллеса присутствовала ракушка - нет. Тем не менее Боттичелли не отказался от этого атрибута, вероятно, опираясь на множество мелких доступных ему археологических артефактов. Морской моллюск может как изображаться непосредственно, либо быть обозначенным с помощью складок одежды, как мы это видим на статуе
"Венеры Сиракузской".
На схеме - пример йони: образ богини Мудрости, используемый для визуализации тантристами из тибетской секты кагьюдпа (или чо-то типа того). Энергия, исходящая из йони богини, образует лист дерева бодхи, под которым Будда пережил просветление. Эта картина выражает стихийную природу эротической энергии.
Написала, подставила картинки - и самой стало страшно.
Душераздирающая вещь - эти ваши фрейдистские символы в коллективном первобытном бессознательном, особенно перекочевывающие в современную нам культуру.
ВОЛОСЫ Намного спокойнее ситуация с жестом рук, выжимающим мокрые волосы - его задача явно чисто эстетическая плюс контекстуальная. По этому пути пошли такие мастера, как Тициан, Рубенс, Энгр и проч. (У Боттичелли богиня всего лишь легко придерживает длинный локон, прикрывая им лоно).
Этот сюжет, в силу своего наглядного прикладного истолкования, хорошо подходит и для фонтанов. На фото из музея Метрополитен даже видны капли воды, не очень ясно, течет ли она постоянно, но на оригинале Джамболоньи, очевидно, тёк:
Большинство античных трактовок сюжета Анадиомены - именно скульптурные. При этом, поднимая руки, она как бы становится женским вариантом Диадумена ("юноши, повязывающего победную повязку"). Значительное количество вариаций именно этой позы - еще одно свидетельство того, что помпейская фреска с богиней лежащей вряд ли сильно похожа на оригинал Апеллеса, ведь он, как известно, послужил образцом для множества повторений.
НОВЫЙ МИР К cер. XIX в. этот сюжет весьма замылился. Бесчисленные вылизанные полотна выходили из мастерских академистов. Их можно понять - спрос рождал предложение, а какой сюжет еще мог дать такое хорошее оправдание изображению обнаженной женщины в стыдливую эпоху Шерлока Холмса, как не Венеры или какие-нибудь одалиски? Недостаток обнаженной натуры в эстетической копилке каждого настоящего мужчины, который сегодня восполняется средствами журналов, фотографий и интернета, компенсировать в век, когда изобретатели дошли еще только до дагерротипов, другим путем было трудно.
Тем не менее, и в изображении обнаженной натуры приличия надо было соблюдать. 1863 год: королеве Виктории 44, у нас только что отменили крепостное право и Базаров начал резать лягушек; в Штатах Скарлетт примиряет зеленую шляпку. Обнаженную натуру рисуют.
Слева - "плохой" пример, справа - "хороший":
Александр Кабанель, салонный художник, пишет свое
"Рождение Венеры" и выставляет его на парижском Салоне 1863 г. Картина стала пользоваться невероятным успехом. Помимо присущих ей художественных достоинств критики хвалили саму композицию - дело в том, что Кабанель при её создании опирался на ту самую помпейскую фреску с лежащей Венерой, которую в те годы как раз только открыли. Поток похвал стал еще более интенсивным, когда император Наполеон III приобрел полотно для своей личной коллекции. Пример, что случалось с художником, если он не прикрывался античной тематикой - картина Мане
"Олимпия". Он создает её в том же году, вдохновившись, как предполагают, успехом кабанелевского ню. Но он рисует на нем реальную парижанку, называет работу именем проститутки, да вдобавок, экспериментирует с манерой живописи. И что? - дирекции парижского Салона 1864, на котором он выставил
"Олимпию", приходится поставить перед ней двух охранников, чтобы зрители не плевали и не тыкали в нее зонтиками.
ПОЧТИ КОНЕЦ В сущности, на этом можно закончить. Остается только упомянуть картину, которой Пабло Пикассо уже совсем разорвал шаблон - он использует позу Афродиты Анадиомены в своих прославленных
«Авиньонских девицах», иконе кубизма.
Сюжет картины, которую считали позором для французского искусства, навеян воспоминаниями Пикассо об одном борделе в Барселоне, называвшемся "Каррер де Авиньо". В принципе, вполне понятно, откуда там взялась Анадиомена, богиня любви - главное это способ выражения, совершенно отличный от
приличного искусства.
Ну а сегодня креатив доходит вот только до такого:
ССЫЛКИ:Классические статуи ВенерыШесть лучших мужских статуйИ ОСТАТКИ: