Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

ladies' night


Афиша Моссоветовского спектакля LADIES' NIGHT - постановки на сюжет "Мужского стриптиза" - всегда радовала мой искусствоведческий взор своей игривостью. Скульптуры, напечатанные на ней, не только красивы, но и интересны.



Дизайнеру удалось украсить Большую Садовую плакатом, де факто скабрезным, но благодаря общепринятому отношению к классическому искусству - вполне даже цензурным. Если вглядываться, то понятно, то художник отнесся к российским актерам благосклонно - Марата Башарова он наделил телом микеланджеловского Давида, а Гоше Куценко досталась другая работа этого ренессансного скульптора. Остальные нагие мужчины - тоже произведения искусства заметные, и рассматривать их составляет большое удовольствие.





1. БАХУС


Первым в ряду стоит "Бахус" - не самая знаменитая микеланджеловская скульптура, но, тем не менее, превосходная. Она относится к раннему римскому периоду Микеланджело - 1497 - это было время, когда ренессансные итальянцы воскрешали позабытый античный способ видеть мир и способ мир изображать. У нас же к этому году прошло всего 17 лет со времен свержения татаро-монгольского ига.
Сейчас статуя хранится во Флоренции, в Museo Nazionale del Bargello. Но первоначально она находилась в Риме - до 1572 г. Кардинал Рафаэль Риарио, покровитель Микеланджело, заказал ее с целью украшения своего сада, но в итоге от нее отказался. И "Бахус" попал в сад Якопо Галли, который был банкиром и кардинала и скульптора.

Те, кто говорят о "Бахусе", отмечают, насколько точно Микеланджело отнесся к тонкостям образа бога виноделия. И дело, разумеется, не в традиционном венке из листьев и гроздей винограда, которая увенчивает голову Диониса - мы видим этот винок и на чернофигурных амфорах того столетия, когда царевич Сиддхартха Гаутама только покинул свой дворец, и на полотнах Караваджо с Веласкесом, создававшихся, пока по Европе прокатывалась "революция цен".
Здесь все, как надо - и венок, и чаша, видимо полная вина. Бог пианства опирается на молоденького фавна с волосатыми козлиными ногами, который тайком отъедает ягодки от грозди в руке Диониса. Там же - шкура леопарда, традиционного животного, посвященного Дионису - именно оседлав леопарда, он, размахивая тирсом в сопровождении менад и вакханок просвещал Индию - результат, правда, оказался незначителен, вспомните хоть Рабиндраната Тагора или Ганди.
Но главное в скульптуре - это то, как автор передал состояние пьяного бога - он шатается, он с трудом удерживается на ногах, и как-то сразу очевидно, что это не величественный Зевс, пусть даже в юности, и не суровый Арес в случайном костюме Адама. Нет, это пьяный бог, хмельной бог - и Микеланджело очень даже симпатично передает его пластику. Галерея различных изображений бога Диониса.

При создании скульптуры Микланджело ориентировался на Плиния Старшего - в его тексте содержится описание несохранившейся статуи Праксителя "Вакх, пьяница и сатир". Различные варианты изображения этого сюжета античная пластика нам предлагает - хотя не отмечено, были ли они обнаружены ко времени создания этой статуи, мог ли их видеть их скульптор, но заметно, что лицом в грязь он не ударил. Вдобавок, этот ренессансных "Бахус" - не скульптурная группа, в отличие от античных, а отдельно стоящая вещь и, вероятно, лучше них сможет удовлетворить самим же Микеланджело произносившимся требованием к хорошей статуе, которую, как известно, надо скатывать с горы и после этого от нее ничего не должно отваливаться.




Впрочем, от этого "Бахуса" что-то в свое время отваливалось, если быть точным, от него даже отрубили - чашу и пенис, видимо, чтобы сделать его больше похожим на античную скульптуру со сложным жизненным путем. Чашу потом восстановили, гениталии нет - так и остался бедный бог кастрированным. Скульптура в высоту - 203 см, это практически натуральная величина.



Бахус на нашем родном Большом Каскаде в Петергофе:



_________________________

2. КОПЬЕНОСЕЦ (Дорифор)



Следущая статуя - Дорифор - старше Бахуса на две тысячи лет. Одна из самых знаменитых скульптур античности, она была создана в 450-440 гг. до н.э. греческим мастером Поликлетом. Оригиналов, естественно, до нас не дошло - спасибо хозяйственным римлянам с византийцами и безхозяйственным крестоносцам - но сохранились многочисленные копии, в том числе в Неаполе, Ватикане, Мюнхене, Флоренции. (В мраморных копиях позади правой ноги сооружена подпорка, поскольку мрамор, в отличие от более устойчивых металлических сплавов, не может так удержаться. Эта особенность часта у мраморных копий и большинства других бронзовых скульптур).

Связано это со сложной позой Дорифора, отличной от статичных куросов. Как пишет Плиний - Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Дорифор - ранний пример классического контрпоста. Ведь прежде чем Микеланджело смог показать потерю равновесия, древним грекам нужно было научиться равновесие показывать. Поликлет это умел - его человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны. Ключевые слова: хиазм, котрапост.




"Дорифор" означает - "несущий копье". Поликлет специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей. Темы богов он обычно не трогал, оставив эту сегмент рынка другим мастерам. Но его спортсменов тоже вряд ли можно назвать конкретными личностями, точно также и эта статуя интересна не сама по себе, а приложенными к ней идеям. Дорифор - это иллюстрация канонов мужской фигуры.
Иногда эту статую так и называли - "Канон Поликлета", вслед за теоретическим трактатом его создателя. Поликлет выводил там цифровой закон идеальных пропорций человека. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении. Вдобавок, в нем воплощаются теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. Основы пифагореизма, этой числовой магии, которой придерживался Поликлет, тоже повлияли на пропорции Копьеносца. "Канон Поликлета" в "Истории античной эстетики" Лосева.




"Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью". И действительно, Канон Поликлета оказал большое влияние на европейскую культуру, не смотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента, сведения о нем отрывочны, а математическая основа до сих пор окончательно не выведена. Разбор пропорций статуи.

Если пересчитать пропорции этого Идеального Мужчины для роста, предположим, 178 см, размеры будут таковы:
объем шеи - 44 см,
груди - 119,
бицепса - 38,
талии - 93,
предплечья - 33,
запястья - 19,
пениса - 7,
ягодиц - 108,
бедра - 60,
колена - 40,
голени - 42,
лодыжки - 25,
ступни - 30 см.

Редкий кадр: "Дорифор" виллы Тиволи готовится к реставрации:



"Дорифор" в Википедии
Поликлет в Википедии

___________________________

ИНТЕРЛЮДИЯ:





_____________________

3. ДАВИД



Затем идет Давид - другая эмблема мужской красоты, уже эпохи Возрождения. Это - самая знаменитая работа Микеланджело, растиражированная наравне с давинчиевской "Моной Лизой". В настоящий момент она находится в Галерее Академии (Флорентийская Академия Изящных Искусств - первая живописная академия в Европе, основанная в 1561).

Давид создавался в 1501-04 гг. по заказу Флорентийской республики - могущественного ренессансного государственного образования. И стал ее символом. Когда Микеланджело вернулся во Флоренцию, встряхнувшуюся после мрачности Савонаролы, город заказал ему эту скульптуру - символ Флорентийской свободы. (Мой любимый портрет Савонаролы работы Фра Бартоломео). История создания скульптуры вполне эпична и вписывается в рамки рассказа о мастере, с легкостью покоряющим вершины, недоступные другим: за сорок лет до этого над этим камнем трудился незначительный флорентийский скульптор Агостино ди Дуччо, который грубо оттесал огромную глыбу мрамора, испортил ее, и отказался от проекта. Каррарский мрамор так и остался лежать во дворе Санта Марии дель Фьоре. Великий и гениальный Микеланджело, естественно, сразу же увидел в этой глыбе Давида, огрех, допущенный предшественником, обернул на пользу скульптуре и сделал чуть ли не главным ее достоинством, и т.д. и т.п.




Статуя изображает библейского царя Давида в тот момент, когда он взял в руки пращу и идет на битву со страшным великаном Голиафом, выступающим на стороне филистимлян (1 Царств, 17). Он еще простой пастушок - впереди помазание его на царство и знаменитая игра на арфе, сочинение псалмов, сомнительная с точки зрения гомофобов история дружбы с сыном царя Ионафаном, то, самое первое, завоевание Иерусалима (у иевусеев, которые оказались не успешней Орландо Блума), гарем в десятки женщин и уголовно-наказуемая история с Урией, отправленным на смерть, чтобы Давид мог женится на его жене Вирсавии. Все эти увлекательные события впереди.


Традиционные изображения царя Давида:


(Другие "Давиды": Донателло, Бернини, Караваджо, Рембрандт).


Но Микеланджело избразил его другим, молодым, по следам традиции Раннего Возрождения, но уже без доспехов и полностью обнаженным, даже без меча или головного убора и с отголосками иконографии Геракла - другого героя, которого скромная Флоренция тоже считала своим символом. Высокие художественные достоинства скульптуры сразу сделали ее знаменитой. Автор очевидно опирался на опыт древнегреческих скульпторов, и использовал его с толком. Фотошоп позволяет нам увидеть, как много дает Давиду тот самый хиазм, который мы увидели в Копьеносце - без контрпоста Давид выглядит полным идиотом по стойке смирно.




Всего высота статуи 5.17 метров. Весит она 5 тонн. На своем нынешнем месте, в залах Галереи она оказалась не сразу - первоначально она стояла на городской площади, но в 1867 Давида оттуда убрали, чтобы состояние его не ухудшалось из-за атмосферных условий. Нельзя сказать, чтобы площадь осталась пустой - Пьяцца делья Сеньория пустой не бывает - но Давида на ней не хватало. И через 43 года, в 1910, изготовленная копия заняла отведенное ей место перед Палаццо Веккьо - и все кислотные дожди 20 века омывали именно ее, а не микеланджеловские мраморы. Это - второй Давид во Флоренции, есть и третий.


Копия на Пьяцца делья Сеньория:


Третий же флорентийский Давид находится на площади им. Микеланджело - Piazzale Michelangelo. В отличие от двух других он не приближен к публике - он не поставлен на низкий постамент, а наоборот - вознесен высоко, что весьма видоизменяет от него впечатление. Кроме того, эта копия изготовлена не из мрамора, а из бронзы. За прошедшие века она приобрела типичную зелень уличных бронз, и темное тело Давида кажется иным.




Давиду не очень везет:
- в сентябре 1991 года 47-летний психопат и художник-неудачник Пьеро Канната, присоединившийся к группе японских туристов, неожиданно вытащил из-под джинсовой куртки молоток и ударил по скульптуре. Второй палец правой ноги мраморного юноши был разбит.
- в 1512 г., через 8 лет после его создания, в пьедестал скульптуры ударила молния.
- в 1527 г., во время городского восстания, у него отвалилась правая рука, рассыпалась на три части и убила одного из повстанцев. Восстановили его лишь через 16 лет.


Роскошная вещь - The Digital Michelangelo Project
От него не отстают и "ученые" из разряда тех, кто анализирует, какими венерическими болезнями страдала Джоконда (отчего-то ведь у нее бровей не было), и каким раком груди болели женщины Рубенса. Например, они установили, что у него:
- между позвоночником и правой лопаткой не хватает одной мышцы, которая должна присутствовать по законам человеческой анатомии. Правда, ученые пишуь, что сам автор знал о допущенной им оплошности и честно указывал на нее, о чем свидетельствуют письменные источники. По словам Микеланджело, ему не удалось изобразить злополучную мышцу по причине дефекта мрамора, из которого он ваял статую.
- будь он не статуей, а живым человеком, он отдыхал бы через каждые полчаса и не мог бы поднимать тяжести: у него слабая спина, бедра и колени, плохие связки. Вдобавок, он хромает.
- а еще Давид косоглаз. Так сказал американский ученый Марк Ливой из Стэнфордского университета, обследовавший статую с помощью лазерно-компьютерной техники. "Дефект" зрения более чем пятиметровой скульптуры незаметен, поскольку она водружена на высокий пьедестал. Говорят, Микеланджело намеренно наделил свое детище этим недостатком, поскольку желал, чтобы профиль Давида выглядел идеально с любой стороны.

В общем, звуки умертвив, музыку они расчленяют, как труп, и дай бог, если не самоутверждаются. Вместо того, чтобы получать от статуи эстетическое наслаждение. Впрочем, с этим тоже сложно - многое о Давиде могут рассказать занимающиеся живописью и рисунком. Фраза "повесьте свои носы на стену и отойдите назад", столь прямо описывающая будни студентов-рисовальщиков, относится раз к носу Давида, который через несколько десятков проведенных над ним часов кажется им роднее собственного.




Не менее он знаком и искусствоведам. Копия его в Пушкинском музее славна, в первую очередь, тем, что напротив есть лавочка, на которой можно дать отдых своим усталым ногам. А еще, а еще, в совсем давние советские времена в этой гипсовой копии была оставленная дырочка, где-то в районе плеча. И стоя на лестнице, можно было туда что-нибудь запихнуть. (Так, по крайней мере, рассказывают старшие товарищи.)




Интересный кадр: копии Давида в скульптурной мастерской


___________________________________

ИНТЕРЛЮДИЯ 2:


__________________________

4. УМИРАЮЩИЙ РАБ



И вот еще одно мужское ню - Умирающий раб - и снова это Микеланджело. На сей раз это уже римский период, 1513-1516 гг. Скульптура находится в залах Лувра.

Она создавалась скульптором в числе колоссального проекта гробницы папы Юлия II - того самого, для которого он создал потолок Сикстинской капеллы. (Био папы, там же портрет работы Рафаэля).

Всего их было задумано 40, но Микеланджело не удалось осуществить свой проект в полном виде. Эта скульптура в высоту всего 229 см.

Другие рабы Микеланджело, предназначавшиеся для этой гробницы:

"Связанный раб" и "Умирающий раб" - в Лувре; "Молодой раб", "Атлант", "Бородатый раб", "Пробуждающийся раб" - в музее Академии во Флоренции

Он работал над ней долгие годы, потратил много сил, но так и не увидел его целиком. По прихоти заказчиков проект менялся несколько раз. "Рабы" вообще не вошли в нее - в итоге центр композиции знаменитая статуя Моисея, остальные второстепенные.

Реконструкция ее вида и то, что осуществилось в итоге (церковь Сан Пьетро ин Винколи, Рим):


"Фигуры рабов не вошли в окончательный вариант гробницы. Возможно, они имели какое-то аллегорическое значение (искусство в плену после смерти Папы — есть и такое их толкование). «Скованный раб», «Умирающий раб» передают разные состояния человека, разные стадии борьбы: мощный порыв в желании освободиться от пут, бессилие («Скованный раб»), последний вздох, замирающую жизнь в прекрасном, но уже коченеющем теле – это «Умирающий раб». Он не рвёт свои узы: закинув за голову руки и склоняя голову к плечу, он погружается в состояние, одинаково похожее и на смерть и на сон – благодательное освобождение от мук. Он уже переступил порог свободы… Под «порогом» разумеется, конечно, смерть. Здесь не только сама скульптура как бы являет её зримый образ, но и освобождение выражает этот процесс перехода от материального к духовному».

Сказать можно по-разному. Можно и так.
Отметим же просто, почему "Рабы" прославились, причем недоделанные, пожалуй, даже больше, чем законченные. Хотя Микеланджело обычно помечают бейджиком "скульптор Ренессанса" - все же, к чистому, высокому ренессансу относятся его Давид и тот же Бахус. В последних этапах творчества он - уже грандиозный мастер, подходящий к стихийности, дионисийству Барокко, маньеризма. Эти Рабы, особенно Атлант - обладают помимо волшебства infinito именно этой мощью. Потомки оценили их. Любил Роден, в чем-то вдохновлялся.


Забавный кадр:

Хотя, конечно, куда ему до лондонского "Писающего мальчика", для хранения одежды которого отведена особое помещение.
_________

5. ДИАДУМЕН (Юноша, увенчивающий себя победной повязкой)



Это - Диадумен , вторая из знаменитых скульптур Поликлета. Он не так знаменит, как Копьеносец. Создавался он примерно в около 430 г.до н.э. Дошел до нас во многих копиях (насчитывают около сорока) — в Национальном археологическом музее в Афинах, Британский музей, Уффици, Музей Метрополитен и проч.

Бронзовый оригинал, вероятно, стоял в святилище - в Олимпии или в Дельфах, там, где регулярно проводились спортивные состязания. Диадумен - это спортсмен-победитель, он надевает на голову повязку - награду. Она была из красной шерсти и прилагалась к победному венку (или короне из листьев). Кстати, в Олимпии это были оливковые ветви, в Дельфах - лавровые, в Коринфе - сосновые, а в Немее - вообще эту корону сплетали из дикого сельдерея. Мы же на наших Олимпийских играх довольствуемся медалями. Хотя, возможно, лента медалей имеет какую-то связь с той повязкой.

В общем, Диадумен - это победитель одной из тех, первых, настоящих Олимпийских игр и бронзовая копия этой статуи установлена у входа в Олимпийский музей в Лозанне.



Он выполнен в человеческий рост - 185.42 см, представлен в таком любимом Поликлетом легком движении, полным душевного покоя и внутренней сосредоточенности. Это - статуя позднего периода, она создана скульптором уже в Афинах, под воздействием аттической школы. Он более строен, чем Дорифор, дальше отставлена нога и сильнее выдвинуто бедро, сложнее положение рук.


Редкий кадр: в музее Метрополитен два Диадумена разной степени сохранности. Они повторяют позы друг друга.



_______________

6. АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ



Аполлон Бельведерский - в мировой культуре это своеобразный пандан к Венере Милосской. Если она - образец женщины, оставленный нам древними греками, то он - образец мужчины. Кстати, при этом, все, кто рисовал головы Венеры и Аполлона, отмечают, что у нее лицо мужеподобно (картинка), а у него - женственно.
Эта статуя была создана в 350-325 гг. до н.э. Считается, что автором ее был Леохар - придворный мастер Александра Македонского, входивший в число четырех скульпторов, украшавших Геликарнасский мавзолей (гробница царя Мавзола, давшего имя целому типу сооружений) - одно из 7 чудес Древнего Мира, то единственное чудо античности, которое сохранялось дольше всего. (Мавзолей простоял до эпохи крестовых походов, был превращен крестоносцами в некое укрепление, и после этого был разрушен землетрясением. Пирамиды - единственное из 7 чудес, сохранившееся до нашего времени, памятник не античного искусства, а древнеегипетского). Но точное авторство Леохара не доказано.




Аполлон Бельведерский был найден в 15-в. на развалинах приморской виллы в Анциуме, неподалеку от Рима. В 16-м веке он был установлен папой Юлием II, о котором мы уже говорили, в галерее Бельведер в Ватикане, от нее и получил свое название. Всемирная слава этой скульптуры была создана Иоганном Винкельманом, превозносившим ее красоту. Аполлон Бельведерский считался образцом классической скульптуры. Его копировали, и воспевали. Эти замысловато уложенные волосы повторяли в изображениях бога большинство мастеров нового времени: "Аполлон и нимфы" Франсуа Жирардона, Рубенс. Совет богов", "Фонтан Аполлона в Версале", "Аполлон и Дафна" Бернини, "Аполлон, Гиацинт и Кипарис" Иванова. Дюрер повторял его позу в своем "Адаме":




Считается, что иконография Аполлона такова - он только что застрелил кошмарного Пифона, обозначавшего мрак и страх. За плечами у бога колчан со стрелами (стрелы, как известно, символы солнечных лучей). Убил он его из лука, который утрачен, а по пню у правой коленки ползет ящерица - обозначающая только что свершившийся подвиг (Пифон был змеем).

По поводу пня-подставки у меня всяческие сомнения - уж больно она напоминает те же подставки которые мы видели у предыдущих мраморных антиков, скопированных с бронзы. Диадумена или Дорифора в металле реконструируют без подпорок, но Аполлона Бельведерского мне почему-то без нее не попадалось. Не попадалось и реконструкции с луком, хотя руки восстанавливают легко, и в одной из них явные остатки от этого оружия.

Как только не исследовали живописцы это произведение искусства. Для них его красота была неким полигоном. Расчленяли по косточкам и по мускулам, изучали мимику, рисовали без кожи. Но лук почему-то не восстанавливали все равно. Агрх.




Аполлон Бельведерский - одна из наиболее копируемых статуй. В России ее можно встретить в парках Павловска, Ораниенбаума, Петергофа и проч.



В чем-то он - символ всей высокой культуры, и не только культуры античности. На полотне Юбера Робера, который любил жанр "руин" его легко разглядеть. В данном случае это - не какие-либо безотносительные развалины, а строго определенные - Большая Галерея Лувра. Например, в правом нижнем углу уже знакомый нам "Умирающий раб" Микеланджело, "у которого нет шансов выжить под открытым небом. Лувр, этот прекрасный дворец, отданный под музей, ставший славой человеческой цивилизации, мог бы превратиться, как представлял Робер, в развалины, где делят добычу воры и находят приют бродяги. Перед нами картина, проникнутая острой ностальгией и тем более драматичная, что на ней показаны предметы реальной обстановки музея. Художник в алом балахоне (автопортрет самого Робера) одержим желанием сохранить сокровища Лувра".


Экспонируется картина, что забавно, в стенах Лувра.

Да, кстати, есть еще такая вещь, как "Бельведерский торс". Это - не Аполлон, а другая скульптура, которая хранится там же. Изображает она, видимо, Геракла, а подписана Аполлониусом Афинским, сыном Нестора. Эта элленистическая статуя (сер. 1 в. до н.э.) была откопана в 16-м, перевезена в ватиканский Бельведер, и произвела большое впечатление на мастеров зачинающегося тогда барокко своей необузданной эллинистической мощью. Они ходили туда ее копировать, и она наталкивала их на некоторые мысли. Очевидно, изучал ее и Роден.




Словосочетание "Аполлон Бельведерский" употребляется в литературе в переносном смысле. Означает - "тупоголовый красавец".

________
ВЕСЬМА-И-ВЕСЬМА ИНТЕРЕСНЫЕ ССЫЛКИ

Микеланжело в Википедии
Биография Микеланджело на русском

"Диадумен" в Википедии
Поликлет в БСЭ
"Давид" в Википедии
Скульптура Давида в процессе обмеров и ремонта
Аполлон Бельведерский в Википедии
Нагой мужчина в искусстве и жизни.
Виртуальный музей античной скульптуры
Виртуальный музей античной скульптуры. На нем.
Отличная статья на русском о пропорциях и золотом сечении
Золотое сечение - это сказка
Еще о человеческих пропорциях. На англ.
История причесок. Гл. "Прически Древней Греции"
История обрезания крайней плоти. В картинках и гравюрах. На англ.
Медицина в художественных образах
Осанка и походка. Статуи идущих
Галерея отличного ч/б фотографа Jesse Kalisher
Памятники скульптуры Древней Греции.
GREECE. High Classical Period: Images
Список греческих скульпторов
art and architecture


Tags: скульптура, телесный низ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal