Афиша Моссоветовского спектакля LADIES' NIGHT - постановки на сюжет "Мужского стриптиза" - всегда радовала мой искусствоведческий взор своей игривостью. Скульптуры, напечатанные на ней, не только красивы, но и интересны.
1. БАХУС
Сейчас статуя хранится во Флоренции, в Museo Nazionale del Bargello. Но первоначально она находилась в Риме - до 1572 г. Кардинал Рафаэль Риарио, покровитель Микеланджело, заказал ее с целью украшения своего сада, но в итоге от нее отказался. И "Бахус" попал в сад Якопо Галли, который был банкиром и кардинала и скульптора.
Те, кто говорят о "Бахусе", отмечают, насколько точно Микеланджело отнесся к тонкостям образа бога виноделия. И дело, разумеется, не в традиционном венке из листьев и гроздей винограда, которая увенчивает голову Диониса - мы видим этот винок и на чернофигурных амфорах того столетия, когда царевич Сиддхартха Гаутама только покинул свой дворец, и на полотнах Караваджо с Веласкесом, создававшихся, пока по Европе прокатывалась "революция цен".
Здесь все, как надо - и венок, и чаша, видимо полная вина. Бог пианства опирается на молоденького фавна с волосатыми козлиными ногами, который тайком отъедает ягодки от грозди в руке Диониса. Там же - шкура леопарда, традиционного животного, посвященного Дионису - именно оседлав леопарда, он, размахивая тирсом в сопровождении менад и вакханок просвещал Индию - результат, правда, оказался незначителен, вспомните хоть Рабиндраната Тагора или Ганди.
Но главное в скульптуре - это то, как автор передал состояние пьяного бога - он шатается, он с трудом удерживается на ногах, и как-то сразу очевидно, что это не величественный Зевс, пусть даже в юности, и не суровый Арес в случайном костюме Адама. Нет, это пьяный бог, хмельной бог - и Микеланджело очень даже симпатично передает его пластику. Галерея различных изображений бога Диониса.
При создании скульптуры Микланджело ориентировался на Плиния Старшего - в его тексте содержится описание несохранившейся статуи Праксителя "Вакх, пьяница и сатир". Различные варианты изображения этого сюжета античная пластика нам предлагает - хотя не отмечено, были ли они обнаружены ко времени создания этой статуи, мог ли их видеть их скульптор, но заметно, что лицом в грязь он не ударил. Вдобавок, этот ренессансных "Бахус" - не скульптурная группа, в отличие от античных, а отдельно стоящая вещь и, вероятно, лучше них сможет удовлетворить самим же Микеланджело произносившимся требованием к хорошей статуе, которую, как известно, надо скатывать с горы и после этого от нее ничего не должно отваливаться.
Впрочем, от этого "Бахуса" что-то в свое время отваливалось, если быть точным, от него даже отрубили - чашу и пенис, видимо, чтобы сделать его больше похожим на античную скульптуру со сложным жизненным путем. Чашу потом восстановили, гениталии нет - так и остался бедный бог кастрированным. Скульптура в высоту - 203 см, это практически натуральная величина.
Бахус на нашем родном Большом Каскаде в Петергофе:
_________________________
2. КОПЬЕНОСЕЦ (Дорифор)
Связано это со сложной позой Дорифора, отличной от статичных куросов. Как пишет Плиний - Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Дорифор - ранний пример классического контрпоста. Ведь прежде чем Микеланджело смог показать потерю равновесия, древним грекам нужно было научиться равновесие показывать. Поликлет это умел - его человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны. Ключевые слова: хиазм, котрапост.
Иногда эту статую так и называли - "Канон Поликлета", вслед за теоретическим трактатом его создателя. Поликлет выводил там цифровой закон идеальных пропорций человека. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении. Вдобавок, в нем воплощаются теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. Основы пифагореизма, этой числовой магии, которой придерживался Поликлет, тоже повлияли на пропорции Копьеносца. "Канон Поликлета" в "Истории античной эстетики" Лосева.
Если пересчитать пропорции этого Идеального Мужчины для роста, предположим, 178 см, размеры будут таковы:
объем шеи - 44 см,
груди - 119,
бицепса - 38,
талии - 93,
предплечья - 33,
запястья - 19,
пениса - 7,
ягодиц - 108,
бедра - 60,
колена - 40,
голени - 42,
лодыжки - 25,
ступни - 30 см.
"Дорифор" в Википедии
Поликлет в Википедии
___________________________
_____________________
3. ДАВИД
Давид создавался в 1501-04 гг. по заказу Флорентийской республики - могущественного ренессансного государственного образования. И стал ее символом. Когда Микеланджело вернулся во Флоренцию, встряхнувшуюся после мрачности Савонаролы, город заказал ему эту скульптуру - символ Флорентийской свободы. (Мой любимый портрет Савонаролы работы Фра Бартоломео). История создания скульптуры вполне эпична и вписывается в рамки рассказа о мастере, с легкостью покоряющим вершины, недоступные другим: за сорок лет до этого над этим камнем трудился незначительный флорентийский скульптор Агостино ди Дуччо, который грубо оттесал огромную глыбу мрамора, испортил ее, и отказался от проекта. Каррарский мрамор так и остался лежать во дворе Санта Марии дель Фьоре. Великий и гениальный Микеланджело, естественно, сразу же увидел в этой глыбе Давида, огрех, допущенный предшественником, обернул на пользу скульптуре и сделал чуть ли не главным ее достоинством, и т.д. и т.п.
Традиционные изображения царя Давида:
(Другие "Давиды": Донателло, Бернини, Караваджо, Рембрандт).
Копия на Пьяцца делья Сеньория:
- в сентябре 1991 года 47-летний психопат и художник-неудачник Пьеро Канната, присоединившийся к группе японских туристов, неожиданно вытащил из-под джинсовой куртки молоток и ударил по скульптуре. Второй палец правой ноги мраморного юноши был разбит.
- в 1512 г., через 8 лет после его создания, в пьедестал скульптуры ударила молния.
- в 1527 г., во время городского восстания, у него отвалилась правая рука, рассыпалась на три части и убила одного из повстанцев. Восстановили его лишь через 16 лет.
Роскошная вещь - The Digital Michelangelo Project
- между позвоночником и правой лопаткой не хватает одной мышцы, которая должна присутствовать по законам человеческой анатомии. Правда, ученые пишуь, что сам автор знал о допущенной им оплошности и честно указывал на нее, о чем свидетельствуют письменные источники. По словам Микеланджело, ему не удалось изобразить злополучную мышцу по причине дефекта мрамора, из которого он ваял статую.
- будь он не статуей, а живым человеком, он отдыхал бы через каждые полчаса и не мог бы поднимать тяжести: у него слабая спина, бедра и колени, плохие связки. Вдобавок, он хромает.
- а еще Давид косоглаз. Так сказал американский ученый Марк Ливой из Стэнфордского университета, обследовавший статую с помощью лазерно-компьютерной техники. "Дефект" зрения более чем пятиметровой скульптуры незаметен, поскольку она водружена на высокий пьедестал. Говорят, Микеланджело намеренно наделил свое детище этим недостатком, поскольку желал, чтобы профиль Давида выглядел идеально с любой стороны.
В общем, звуки умертвив, музыку они расчленяют, как труп, и дай бог, если не самоутверждаются. Вместо того, чтобы получать от статуи эстетическое наслаждение. Впрочем, с этим тоже сложно - многое о Давиде могут рассказать занимающиеся живописью и рисунком. Фраза "повесьте свои носы на стену и отойдите назад", столь прямо описывающая будни студентов-рисовальщиков, относится раз к носу Давида, который через несколько десятков проведенных над ним часов кажется им роднее собственного.
Не менее он знаком и искусствоведам. Копия его в Пушкинском музее славна, в первую очередь, тем, что напротив есть лавочка, на которой можно дать отдых своим усталым ногам. А еще, а еще, в совсем давние советские времена в этой гипсовой копии была оставленная дырочка, где-то в районе плеча. И стоя на лестнице, можно было туда что-нибудь запихнуть. (Так, по крайней мере, рассказывают старшие товарищи.)
Интересный кадр: копии Давида в скульптурной мастерской
___________________________________
__________________________
4. УМИРАЮЩИЙ РАБ
И вот еще одно мужское ню - Умирающий раб - и снова это Микеланджело. На сей раз это уже римский период, 1513-1516 гг. Скульптура находится в залах Лувра.
Она создавалась скульптором в числе колоссального проекта гробницы папы Юлия II - того самого, для которого он создал потолок Сикстинской капеллы. (Био папы, там же портрет работы Рафаэля).
Всего их было задумано 40, но Микеланджело не удалось осуществить свой проект в полном виде. Эта скульптура в высоту всего 229 см.
Другие рабы Микеланджело, предназначавшиеся для этой гробницы:
"Связанный раб" и "Умирающий раб" - в Лувре; "Молодой раб", "Атлант", "Бородатый раб", "Пробуждающийся раб" - в музее Академии во Флоренции
Он работал над ней долгие годы, потратил много сил, но так и не увидел его целиком. По прихоти заказчиков проект менялся несколько раз. "Рабы" вообще не вошли в нее - в итоге центр композиции знаменитая статуя Моисея, остальные второстепенные.
Реконструкция ее вида и то, что осуществилось в итоге (церковь Сан Пьетро ин Винколи, Рим):
Сказать можно по-разному. Можно и так.
Отметим же просто, почему "Рабы" прославились, причем недоделанные, пожалуй, даже больше, чем законченные. Хотя Микеланджело обычно помечают бейджиком "скульптор Ренессанса" - все же, к чистому, высокому ренессансу относятся его Давид и тот же Бахус. В последних этапах творчества он - уже грандиозный мастер, подходящий к стихийности, дионисийству Барокко, маньеризма. Эти Рабы, особенно Атлант - обладают помимо волшебства infinito именно этой мощью. Потомки оценили их. Любил Роден, в чем-то вдохновлялся.
Забавный кадр:
Хотя, конечно, куда ему до лондонского "Писающего мальчика", для хранения одежды которого отведена особое помещение.
_________
5. ДИАДУМЕН (Юноша, увенчивающий себя победной повязкой)
Бронзовый оригинал, вероятно, стоял в святилище - в Олимпии или в Дельфах, там, где регулярно проводились спортивные состязания. Диадумен - это спортсмен-победитель, он надевает на голову повязку - награду. Она была из красной шерсти и прилагалась к победному венку (или короне из листьев). Кстати, в Олимпии это были оливковые ветви, в Дельфах - лавровые, в Коринфе - сосновые, а в Немее - вообще эту корону сплетали из дикого сельдерея. Мы же на наших Олимпийских играх довольствуемся медалями. Хотя, возможно, лента медалей имеет какую-то связь с той повязкой.
В общем, Диадумен - это победитель одной из тех, первых, настоящих Олимпийских игр и бронзовая копия этой статуи установлена у входа в Олимпийский музей в Лозанне.
Он выполнен в человеческий рост - 185.42 см, представлен в таком любимом Поликлетом легком движении, полным душевного покоя и внутренней сосредоточенности. Это - статуя позднего периода, она создана скульптором уже в Афинах, под воздействием аттической школы. Он более строен, чем Дорифор, дальше отставлена нога и сильнее выдвинуто бедро, сложнее положение рук.
Редкий кадр: в музее Метрополитен два Диадумена разной степени сохранности. Они повторяют позы друг друга.
_______________
6. АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ
Эта статуя была создана в 350-325 гг. до н.э. Считается, что автором ее был Леохар - придворный мастер Александра Македонского, входивший в число четырех скульпторов, украшавших Геликарнасский мавзолей (гробница царя Мавзола, давшего имя целому типу сооружений) - одно из 7 чудес Древнего Мира, то единственное чудо античности, которое сохранялось дольше всего. (Мавзолей простоял до эпохи крестовых походов, был превращен крестоносцами в некое укрепление, и после этого был разрушен землетрясением. Пирамиды - единственное из 7 чудес, сохранившееся до нашего времени, памятник не античного искусства, а древнеегипетского). Но точное авторство Леохара не доказано.
По поводу пня-подставки у меня всяческие сомнения - уж больно она напоминает те же подставки которые мы видели у предыдущих мраморных антиков, скопированных с бронзы. Диадумена или Дорифора в металле реконструируют без подпорок, но Аполлона Бельведерского мне почему-то без нее не попадалось. Не попадалось и реконструкции с луком, хотя руки восстанавливают легко, и в одной из них явные остатки от этого оружия.
Как только не исследовали живописцы это произведение искусства. Для них его красота была неким полигоном. Расчленяли по косточкам и по мускулам, изучали мимику, рисовали без кожи. Но лук почему-то не восстанавливали все равно. Агрх.
Аполлон Бельведерский - одна из наиболее копируемых статуй. В России ее можно встретить в парках Павловска, Ораниенбаума, Петергофа и проч.
Экспонируется картина, что забавно, в стенах Лувра.
Словосочетание "Аполлон Бельведерский" употребляется в литературе в переносном смысле. Означает - "тупоголовый красавец".
________
ВЕСЬМА-И-ВЕСЬМА ИНТЕРЕСНЫЕ ССЫЛКИ
Микеланжело в Википедии
Биография Микеланджело на русском
"Диадумен" в Википедии
Поликлет в БСЭ
"Давид" в Википедии
Скульптура Давида в процессе обмеров и ремонта
Аполлон Бельведерский в Википедии
Нагой мужчина в искусстве и жизни.
Виртуальный музей античной скульптуры
Виртуальный музей античной скульптуры. На нем.
Отличная статья на русском о пропорциях и золотом сечении
Золотое сечение - это сказка
Еще о человеческих пропорциях. На англ.
История причесок. Гл. "Прически Древней Греции"
История обрезания крайней плоти. В картинках и гравюрах. На англ.
Медицина в художественных образах
Осанка и походка. Статуи идущих
Галерея отличного ч/б фотографа Jesse Kalisher
Памятники скульптуры Древней Греции.
GREECE. High Classical Period: Images
Список греческих скульпторов
art and architecture
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →