Подлинные экспонаты музея "Новый Иерусалим", снимавшиеся в фильме С. Эйзенштейна "Иван Грозный"

1c6de2836cdac75f1338595e150e2138.jpg

Об этом был целый раздел на выставке «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века» в 2023 году. Вот текст оттуда:

"В октябре 1941 году сокровища Ново-Иерусалимского монастыря были эвакуированы в Алма-Ату. Туда же с «Мосфильма» была перевезена съемочная группа во главе с Сергеем Эйзенштейном, снимавшим первую серию «Ивана Грозного». Реквизита не хватало.

Из Москвы пришло указание чтобы все музеи, эвакуированные в Алма-Ату, оказали содействие режиссеру. Целый ряд экспонатов из музея «Новый Иерусалим» (тогда — «Московский областной краеведческий музей») был снят в эпизодах фильма.



20240122_134044.jpg

В фильме задействовались произведения разного времени и художественного качества. В сцене венчания Ивана на царство Новгородский митрополит Пимен облачен в бархатный саккос конца XVII века с шитым в кругах Деисусом №1, там же можно видеть покровец-воздух середины XVII столетия с накладным золотным шитьём в виде веточек и Голгофским крестом из жемчуга №2 и воздух конца XIX века из вишневого бархата с шитым орнаментом в виде лозы и колосьев №3. Последний фигурирует еще в нескольких эпизодах фильма наряду с покровом на аналой этого же времени и покровцом на потир в форме равноконечного креста.

20240122_134137.jpg
20240122_134142.jpg
20240122_134146.jpg

Больше всего предметов из собрания музея было задействовано в сценах, изображавших покои царицы Анастасии. Среди них — уникальный памятник лицевого шитья — пелена «Похвала Богоматери» 1510 года, рисунок композиции которой исполнил Феодосий, сын великого иконописца Дионисия №4. С уникальным памятником XVI века соседствует воздух с изображением Положения Спасителя во гроб первой четверти XVIII столетия №5.

2.JPG
photo_2024-01-16_14-29-30.jpg

Здесь рисунок композиции выполнен самой исполнительницей шитья. Тут же покровец с изображением Богоматери Знамение конца XVII века, вышедший из небогатой провинциальной мастерской №6.

Особенно выделена создателями фильма пелена с изображением иконы Богоматери Умиление и Деисуса №7. Произведение составлено из разновременных частей: центральная икона и боковые каймы — XVI века, Деисус и нижняя кайма — от предмета следующего столетия.

Некоторые музейные предметы в кадре показаны фрагментами. Например, фелонь из рыт го турецкого бархата представлена шитым оплечьем №8, а пелена под иконы местного ряда иконостаса, длина которой свыше 3-х метров, — клеймами с изображением Голгофских крестов №9.

Многие экспонаты, использованные Эйзенштейном в фильме, ныне представлены в разделе «Особая кладовая» постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим»".

IVfJnM1CBXQLwT-HFX3qpXCJCltkl2Ob54-_4-ucS4Xd9aDwcZ-Xnv2lqZhHvdUv0w2nwiRFj1Vm2iUtCy_NooGZ.jpg
y4S3z_kzX36k71GG7dBnDkttbqmDeZBhESeXPr4i3z5gNnL6YD6kLwsdwxuilZ5-ZcDgP6FTZhjo7k7wsuiJSf7x.jpg
Z49LdfibRESmJkRoUCcOcOl1lUieOrc0UxVB5QWVHhqSGezL0v3lM3_H1qwwSBTrQiqHEDa8jfeSKmMOf4Dn7aFn.jpg
zB-0u3zv0v73A-_owcXeu95_ef7WX_JD5eduHosgjgTZvhbqt6-aaGMmYxNrigNdcv7zA6ONXNgB1vNdqjM1HDOb.jpg

______________

То есть это — особо ценные вещи, а с ними вот так пообращались.
Самое время пересмотреть этот шедевр кино и повглядываться в реквизит.