Источник:
Барельеф (от франц. bas – «низкий») – рельеф, в котором изображение выступает над
плоскостью фона меньше, чем на половину своего объема.
Бюст – погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.
Ваяние (от лат. глагола sculpere – вырезать, высекать) – такой путь создания
художественного произведения, при котором художник снимает, отсекает, сбивает
лишние куски или слои камня либо дерева, стремясь как бы высвободить
заключенную, таящуюся в блоке скульптурную форму.
Гармония весовых отношений заключается в сочетании несомых и несущих частей
одного объекта.
Горельеф (от франц. haut – «высокий») – рельеф, в котором изображение выступает
над плоскостью фона больше, чем на половину своего объема, а иногда, округляясь,
частично отрывается от фона.
Каркас (от франц. «скелет, остов») – в технике скульптуры – остов из железных прутьев,
деревянных брусков или проволоки, которым укрепляется скульптурное
произведение, выполненное в глине или отливаемое из гипса.
Киянка – деревянный молоток.
Койланоглиф – рельеф с углубленным контуром и выпуклой моделировкой,
встречающийся в архитектуре Древнего Египта и на древневосточных и античных
инталиях.
Контррельеф – углубленный рельеф в виде строгого негатива выпуклого рельефа,
служащий (на печатях-инталиях) для получения отпечатков в виде миниатюрного
барельефа.
Координационные точки – основные опорные, глубинные точки объекта, позволяющие
правильно определить положение частей скульптуры в пространстве.
Копировальная рамка – прибор для масштабного переноса размеров с оригинала на
модель.
Круглая скульптура – полнообъемное изображение, которое можно обойти со всех
сторон.
Монументальная скульптура – монументы, памятники, мемориальные комплексы
большого общественного значения, связанные с архитектурой или природой.
Монументально-декоративная скульптура – скульптура, которая является частью
архитектурного ансамбля и предназначена для украшения фасадов и интерьеров
зданий, парков, улиц, площадей, фонтанов и т.д.
Пластика (греч. plastike, от греч. глагола pladzein – лепить, plasso – леплю) – путь,
противоположный ваянию при создании скульптурного произведения, т.е. лепка из
мягких материалов (глины, пластилина, воска), при которой скульптор не убирает, а,
наоборот, прибавляет, наращивает объём.
Пунктировальная машина (от дат. punctum – точка) – прибор, употребляемый для
установления точных размеров, объемов и пропорций при повторении
скульптурного оригинала в мраморе или другом камне.
Равновесие масс в скульптуре означает равновесие форм, гармоничную связь между
объектами либо частями одного объекта.
Рашпиль (нем. Raspel) – специальный напильник с редкой, крупной и острой насечкой,
употребляемый для окончательной обработки скульптурного произведения,
выполненного в твердом материале.
Рельеф (от итал. relieve – «выступ», «выпуклость», «подъем») – скульптурное
изображение, выпуклое или углубленное относительно фона.
Скарпель, или резец (ит. scarpello, от лат. scalpellum – резец, нож) – инструмент для
гладкой обработки камня, вырезания мелких деталей: круглый или граненый
стальной стержень, расширяющийся внизу в виде лопатки с остро заточенным
прямолинейным или слегка дугообразным краем. По другому, тупому концу
стержня наносятся удары молотком-киянкой.
Скульптура (от лат. sculpture – ваяние, вырезание, высекание) – вид изобразительного
искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму,
трехмерны и осязаемы.
Скульптурная группа – группа из двух или более фигур, связанных единым
художественным замыслом, общностью сюжета и пластики.
Станковая скульптура (от слова «станок» – подставка для установки скульптуры во
время работы) – скульптурное произведение самостоятельного значения, не
связанное с архитектурой, городскими или парковыми ансамблями. Предназначается
для выставок, музеев, общественных и жилых помещений.
Станок скульптурный – деревянный или металлический треножник с круглой или
квадратной доской-подставкой наверху, вращающейся на вертикальном стержне
или на роликах.
Статуя – объемное произведение скульптуры, изображающее человека или
животного в полный рост.
Стека (ит. stecca), стек – основной инструмент скульптора при лепке из глины, воска и
других мягких материалов: небольшая деревянная, костяная, металлическая или
пластмассовая палочка (иногда изогнутая) с расширяющимися в виде лопаточки
концами, прямыми или скошенными. Стеки-петли – проволочные кольца различной
кривизны на деревянной ручке для удаления лишнего материала.
Тектоника (от греч. tekton — плотник, строитель) – весовые соотношения масс, гармония
объемов в скульптурном изображении. Тектоника выявляется во взаимосвязи и
взаиморасположении несущих и несомых частей, пропорциях, цветовом строе,
соотношение главных и второстепенных элементов. В широком смысле тектоника –
структурные закономерности, присущие конструкции здания, скульптуры,
объемным произведениям декоративно-прикладного искусства.
Торс - скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног.
Троянка – инструмент для обработки мрамора и других относительно мягких пород
камня: круглый или граненый стальной стержень (зубило) с плоским зазубренным
концом в виде лопатки из трех или более зубьев. На поверхности камня троянка
оставляет рельефные полосы.
Шпунт – (пол. szpunt, от нем Spund) — стальной ударный рубящий инструмент, род
зубила, применяемый скульптором при первоначальной обработке различных пород
камня: граненый или круглый стержень с коническим острым концом. Ударяя
молотком по тупому концу, откалывают от глыбы камня ненужные куски.