Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
73 place in rating
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Что не так с выражением "выставка-блокбастер"



Опять пришла рассылка, где в заголовке "открылась выставка-блокбастер", и это начало немного уже утомлять.


Давайте поговорим про слово «блокбастер» относительно выставок. С середины 20 века так называют фильмы, которые ошеломили публику словно бомба (blockbuster), сорвав кассу. Бюджет съемок мог быть маленьким. (Фильмы с гигантским бюджетом, которые провалились, называют box-office bomb, тоже с военным душком). Затем «блокбастерами» стали звать фильмы, которые сразу снимаются с гигантским бюджетом в расчете на еще больший успех.

Слово «блокбастер» стало паразитом, особенно у российских журналистов. Им стали обзывать все дорогое. Но не кажется ли вам, что это слово -- дико пошлое, когда покидает сферу кино? Я предпочту не ходить на «оперу-блокбастер» или на «пьесу-блокбастер». «Книга-блокбастер» -- это Дэн Браун, даже про Гарри Поттера так не говорят, он выше этого, при всем своем популизме. «Ледовое шоу-блокбастер», окей, так уж быть, оставьте (кому надо).

Что сегодня обзывают "выставкой-блокбастером"?
а) в крупном или видном музее
б) потратили много денег на застройку
в) тема, которая гарантированно привлекает публику
г) набрали много экспонатов и заняли много места
д) потратили много денег на рекламу
е) аншлаг публики (иногда лишь планируемый)

Самый главный пункт - "в". Если тема выбрана правильно, остальное уже не особо важно для успеха: Древний Египет, Виктор Васнецов, братья Морозовы -- народ будет рваться на выставку, опираясь лишь на заголовок.

Заголовок «открылась выставка-блокбастер», на мой взгляд, это нонсенс -- ты не знаешь, действительно ли она порвет конкурентов.

Добавлю, что в случае с выставками «блокбастерность» не является признаком коммерческой прибыли. Чтобы сделать первоклассную выставку нужен большой бюджет. 30 млн рублей, 100 млн рублей, 200. Выставки, хотя и приносят прибыль, не окупаются практически никогда.

То есть ключевые параметры -- это шум о выставке в СМИ и соцсетях (имитация деятельности) и число посетителей. Именно это, судя по всему, делает выставку «блокбастером». А не настоящее качество.

Требование министерством от музея «делать только блокбастеры» -- это уничтожение настоящей культуры, ее принижение, превращение в продажное. Потому что любой продукт, который создается с прицелом на успех у максимально широкой аудитории, параллельно теряет глубину. Он неизбежно опошлен и упрощен. Этот термин хорош для кинобизнеса, а не для музеев.

Откуда ползет выражение «выставка-блокбастер»? От людей, обслуживающих ее информационно. Так проект легче продать. Ты делаешь файлик с презентацией, и для инвестора, который понимает лишь в бабосах, лепишь туда ВЫСТАВКА-БЛОКБАСТЕР!!! Ты защищаешь проект перед чиновниками, и им поёшь песню с тем же припевом. Потому что нормальных доводов они не понимают, только рост в процентах. Потом перед вернисажем пиарщики, нередко юные девы, копирайтеры без опыта или вкуса, лепят это же «выставка-блокбастер!!!» в пресс-релиз. А журналисты с удовольствием забирают это в свои тексты. Ведь это кликбейт, а народ обожает кликбейт.

В нашу эпоху имитации деятельности именно цифры (часто дутые) -- это главный критерий успеха. Что очень жалко. Потому что хорошая выставка -- это еще и долгая подготовка (более 1-2 лет), большая научная работа, выпуск каталога, сотрудничество с другими музеями, параллельная образовательная и развлекательная программа, качественные сувениры. Интересная подача темы, раскрытие ее новых нюансов, неожиданный кураторский подход, умная работа архитектора выставки. Такова была, например, «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», и мне эстетически неприятно, что выдача яндекса и ее называет «выставкой-блокбастером».

Мне кажется, корректно и правильно именовать «блокбастерами» только те выставки, которые действительно стали феноменами. Типа Серова в Третьяковке, когда толпы реально ломали двери музея. А не все подряд выставки в крупных музеях, у которых есть привлекательная для публики тема.

Так что вот моя просьба: давайте не будем употреблять выражение «выставка-блокбастер» как комплимент.
Tags: вернисаж, хозяйке на заметку, язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments