18 июня Музей AZ объявил победителей первой ежегодной премии в области искусствоведения и журналистики — «Zverev Art Prize / Взгляд. Интерпретация. Позиция».
В специальной номинации «In Memoriam» премия почтила память ушедших в прошлом году искусствоведов — Анны Чудецкой и Ирина Пронина.
Биографические справки:
Ирина Пронина, долгие годы проработавшая в Третьяковской галерее, внесла огромный вклад в исследование русского искусства 1-й пол. ХХ века. Ее последний крупный проект – участие в подготовке объемного издания «Дар Костаки» (2023), научного каталога, где был впервые описан целиком вклад греческого коллекционера в Третьяковскую галерею. Работу над этой книгой Пронина начала десятью годами ранее, вложив в нее гигантское количество свойственной ей эрудиции и солнечной энергии. В числе прочих проектов, за которые мы благодарны Ирине Прониной в недавние годы – выставка 2021 года «Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения» и каталог к ней, в которых исследовательница, проведя огромную работу в музее Нукуса (Узбекистан), фактически открыла этого авангардиста заново. Пронина была одним из авторов постоянной экспозиции ХХ века, создала в ней «Зал Костаки». А также активно способствовала тому, что легендарный «Летатлин» в 2016 году прибыл в галерею, был отреставрирован и попал в постоянную экспозицию (символично, что именно сейчас Третьяковка вынуждена отдать его обратно). Последний проект Прониной мы должны увидеть этой осенью – это будет выставка, посвященная Любови Поповой, которую она готовила вместе с «Энциклопедией русского авангарда» в Еврейском музее и центре толерантности.
Анна Чудецкая, на протяжении многих лет трудившаяся в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, специализировалась на отечественных художниках-нонконформистах 2-й пол. ХХ века. Выступая хранителем фонда Владимира Вейсберга, она написала о нем монографию «От цвета к свету». Вскоре после ее кончины музей открыл готовившуюся ею выставку «От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга» (2024), посвятив памяти Чудецкой и представив в отдельном пространстве ее фотографии и ее портреты, созданные современными художниками – ее друзьями. Другой автор, находившийся в сфере внимания Чудецкой в музее – Эдуард Штейнберг, чьи работы были приняты ГМИИ в дар от вдовы Галины Маневич, пользуясь консультациями которой Чудецкая подготовила научный каталог художника, вышедший посмертно в 2024 году. В последний период Чудецкая много занималась художниками «Плеяды», готовила о них выставку, которая, скорей всего, останется невоплощенной.
Текст: Софья Багдасарова