Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Сложная анатомия древнегреческой Скиллы: вагина с пёсьими головами

Выражение "пройти между Сциллой и Харибдой" наверняка попадалось каждому: оно из "Одиссеи".
В одной из ее песен главному герою приходится проплыть опасным узким проливом, на каждом из берегов которого размещено соответствующее чудовище. Пожертвовав несколькими своими матросами, сожранными чудовищем, Одиссей спасается.



Но я никогда не задумывалась, в чем конкретно была монструозность этих чудовищ, пока мне не попалось стихотворение Катулла №60, которое гласит "Scylla latrans infima inguinum parte",
а в переводе Амелина:

"Неужто ты Ливийскою рожден львицей,
из лающего ль выскочил дупла Скиллы..."


заинтриговав меня потенциальной визуальной образностью этого сравнения.

Так что такое "лающее дупло" и как его изображали древние греки?
Древние затейники не разочаровали.


Отметим, что это сравнение -- не результат шаловливого подхода Максима Амелина к нецензурщине; академический советский Шервинский переводит это аналогично: "Иль Скиллой ты рождён, чей лает низ чрева".

Прибегнем к первоисточнику.
Как и Горгона Медуза, которая была прекрасной девицей, чьи волосы превратила в змеи ревнивая оскорбленная богиня, Сцилла (или Скилла) изначально была красавицей нереидой. "Нижнюю часть ее тела", как изящно формулируют большинство авторов, в собак превратила ревнивая волшебница Цирцея из любви к Главку, вылив в воду отравленное зелье.

Скилла (до превращения) и Главк. Худ. Б. Спрангер


Цирцея льет зелье в воду. Худ. Уотерхаус


Сцилла превращается из красавицы в чудовище. Худ. Рубенс


Гомер описывает Сциллу очень подробно: "двенадцать лап, на косматых плечах — шесть длинных гибких шей, на каждой шее по голове; в пасти — частые, острые, расположенные в три ряда зубы; разинув все пасти, она разом похищала с корабля по шесть человек".

Сцилла пожирает спутников Одиссея. Худ. А. Аллори


Но художники и скульпторы античности не следовали этому описанию.

В основном перед нами предстает наполовину женщина, наполовину монстр. Ниже талии может быть хвост(ы) и плавники. Собаки в нижней части тела -- обязательная часть, но непонятно, какую функцию они выполняют: они явно не для ходьбы.



Из стихов Катулла и примечаний к ним мы узнаем, что Цирцея заколдовала не просто нижнюю часть тела Сциллы, а  конкретно место вокруг влагалища бедняжки. Возможно, как локоны Горгоны стали змеями, так и тут, псины заняли место обычного волосяного покрова.



Если не знать, что это именно собачьи головы -- то можно сразу и не догадаться.



Как и в случае с Миносом и терзающим его змеем (см. в моей книге "Омерзительное искусство"), вероятно, это могло быть изначально аллегорией какого-либо венерического заболевания, подпустив которое одна отвадила прекрасного юношу от другой. Но в итоге стало изображаться буквалистически, собачками.



Если не в фас, а в профиль, то Скилла в растопырку напоминает двуххвостовую русалку "Мелюзину" (та самая, которая на лого Старбакс), однако у Скиллы, если по форме, на бедрах должны быть еще собачьи морды, как у опричников Ивана Грозного.










Реконструкция скульптурной группы "Одисей и Сцилла" из Сперлонги


В искусстве нового времени этот образ так подробно не разрабатывался, хотя вот во Франции в Parc du château de Champs-sur-Marne есть фонтан Сциллы соответствующей иконографии.



А на фонтане Нептуна в Мессине мы видим и изящно обыгранную заднюю часть.


В общем, оказывается, есть в искусстве штуки и пострашнее вагины дентата.

Tags: древняя греция, телесный низ
Subscribe

Posts from This Journal “древняя греция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “древняя греция” Tag