В одной из ее песен главному герою приходится проплыть опасным узким проливом, на каждом из берегов которого размещено соответствующее чудовище. Пожертвовав несколькими своими матросами, сожранными чудовищем, Одиссей спасается.
Но я никогда не задумывалась, в чем конкретно была монструозность этих чудовищ, пока мне не попалось стихотворение Катулла №60, которое гласит "Scylla latrans infima inguinum parte",
а в переводе Амелина:
"Неужто ты Ливийскою рожден львицей,
из лающего ль выскочил дупла Скиллы..."
заинтриговав меня потенциальной визуальной образностью этого сравнения.
Так что такое "лающее дупло" и как его изображали древние греки?
Древние затейники не разочаровали.
Отметим, что это сравнение -- не результат шаловливого подхода Максима Амелина к нецензурщине; академический советский Шервинский переводит это аналогично: "Иль Скиллой ты рождён, чей лает низ чрева".
Прибегнем к первоисточнику.
Как и Горгона Медуза, которая была прекрасной девицей, чьи волосы превратила в змеи ревнивая оскорбленная богиня, Сцилла (или Скилла) изначально была красавицей нереидой. "Нижнюю часть ее тела", как изящно формулируют большинство авторов, в собак превратила ревнивая волшебница Цирцея из любви к Главку, вылив в воду отравленное зелье.
Скилла (до превращения) и Главк. Худ. Б. Спрангер
Цирцея льет зелье в воду. Худ. Уотерхаус
Сцилла превращается из красавицы в чудовище. Худ. Рубенс
Гомер описывает Сциллу очень подробно: "двенадцать лап, на косматых плечах — шесть длинных гибких шей, на каждой шее по голове; в пасти — частые, острые, расположенные в три ряда зубы; разинув все пасти, она разом похищала с корабля по шесть человек".
Сцилла пожирает спутников Одиссея. Худ. А. Аллори
Но художники и скульпторы античности не следовали этому описанию.
В основном перед нами предстает наполовину женщина, наполовину монстр. Ниже талии может быть хвост(ы) и плавники. Собаки в нижней части тела -- обязательная часть, но непонятно, какую функцию они выполняют: они явно не для ходьбы.
Из стихов Катулла и примечаний к ним мы узнаем, что Цирцея заколдовала не просто нижнюю часть тела Сциллы, а конкретно место вокруг влагалища бедняжки. Возможно, как локоны Горгоны стали змеями, так и тут, псины заняли место обычного волосяного покрова.
Если не знать, что это именно собачьи головы -- то можно сразу и не догадаться.
Как и в случае с Миносом и терзающим его змеем (см. в моей книге "Омерзительное искусство"), вероятно, это могло быть изначально аллегорией какого-либо венерического заболевания, подпустив которое одна отвадила прекрасного юношу от другой. Но в итоге стало изображаться буквалистически, собачками.
Если не в фас, а в профиль, то Скилла в растопырку напоминает двуххвостовую русалку "Мелюзину" (та самая, которая на лого Старбакс), однако у Скиллы, если по форме, на бедрах должны быть еще собачьи морды, как у опричников Ивана Грозного.
Реконструкция скульптурной группы "Одисей и Сцилла" из Сперлонги
В искусстве нового времени этот образ так подробно не разрабатывался, хотя вот во Франции в Parc du château de Champs-sur-Marne есть фонтан Сциллы соответствующей иконографии.
А на фонтане Нептуна в Мессине мы видим и изящно обыгранную заднюю часть.
В общем, оказывается, есть в искусстве штуки и пострашнее вагины дентата.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →