Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Как женщины сыграли жизненно важную роль в буддийском искусстве

В южнокорейском Художественном музее Хоам (Ho-Am) проходит выставка на одну из любимых моих тем -- взаимосвязи женщин и искусства: «Безупречный, как лотос в грязи» (Unsullied, Like a Lotus in Mud, до 16 июня 2024) . Но поскольку это искусство восточное, о котором я не имею вообще никакого понятия, то вот мой перевод статьи об этой выставке и немножко глобально о самом этом явлении.





Источник: SCMP.COM (The Korea Times), автор: Park Han-sol.
How women have played a vital role in Buddhist art shown in landmark new exhibition in South Korea


Шелковый свиток «Собрание на Пике Стервятника» (1560 г.), экспонат выставки «Безупречный, как лотос в грязи» в Художественном музее Хоам в Йонгине, провинция Кёнгидо Южной Кореи, которая вновь рассматривает буддийское искусство Кореи, Китая и Японии через призму гендерного равенства.

У буддизма, как и у многих религий, сложные отношения с женщинами.

Хотя женщины получили посвящение еще в 6 веке до н.э., когда Махападжапати Готами, тетя и приемная мать Будды по материнской линии, стала первой монахиней-бхиккуни, в ряде ранних текстов сообщалось, что для женщин невозможно достичь состояния будды, поскольку их тела -- несовершенные сущности, неспособные к просветлению.

Это представление сохранялось в различных формах по мере распространения буддизма в Юго-Восточной Азии и Китае, прежде чем в 4 веке проникнуть в Корею, а затем в Японию.

Однако это не означало, что женщины полностью отсутствовали в буддийских традициях Восточной Азии – или в ее искусстве.

В расписных свитках и статуях они изображались как матери и воспитательницы, как Авалокитешвара или Кваны́м (по-корейски) -- бодхисаттва сострадания, и как женские божества-хранители.

Хотя такие изображения во многом отражали гендерные нормы и роли того времени, иногда они переступали через эти ограничения.

И что еще более важно, женщины были активной, хотя и гораздо менее прославленной, силой, стоящей за производством и продвижением буддийского искусства – и как набожные верующие, и как влиятельные покровительницы.


Серия портретов и статуй, представляющих бодхисаттву как в мужском, так и в женском обличье, на выставке «Безупречный, как лотос в грязи»

«Безупречный, как лотос в грязи» в музее Хоам представляет собой новаторскую выставку, которая впервые в мире обращается к многовековому буддийскому искусству Кореи, Китая и Японии через специфические гендерные призмы.

«В древних буддийских картинах наше внимание часто привлекают великолепные фигуры будд и бодхисаттв, сияющие золотом, источающие изысканность и достоинство, — объяснила Ли Сын Хе, куратор выставки, во время недавнего пресс-превью в музее. — Однако цель этого шоу — подчеркнуть присутствие бесчисленного количества женщин за пределами этого золотого блеска».

На выставке представлены 92 ценнейшие картины, статуи, манускрипта и вышивки из 27 коллекций со всего мира, что делает ее исключительно редким событием. Фактически, более половины этих предметов – которые хранятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Британском музее, Токийском национальном музее и Национальном музее Кореи и проч. – выставляются в Корее впервые.

Выставка также знаменует собой краткое, но знаменательное возвращение на родину статуи Бодхисаттвы Авалокитешвары 7 века из позолоченной бронзы из царства Пэкче (18 г. до н. э. – 660 г. н. э.). Скульптуру  с загадочной улыбкой высотой 28 см в последний раз видели на родине в 1929 году, а затем коллекционер увез ее в Японию. В 2018 году Управление культурного наследия Кореи попыталось репатриировать реликвию за 4,2 миллиарда вон (3 миллиона долларов США), но в конечном итоге не выполнило требование владельца о выплате 15 миллиардов вон.

"Многие ранние тексты учат женщин, что они не могут достичь просветления из-за своего тела", указывает Ли Сын Хе, куратор выставки.

Выставка начинается с показа изображений женщин в традиционном религиозном искусстве. Исторически Будда и бодхисаттвы преимущественно изображались мужчинами или бесполыми существами, из-за чего женских фигур в искусстве этого типа мало.

Впрочем, иногда они встречаются в качестве человеческих фигур, исполняющих свои семейные роли: царица Майя -- как биологическая мать Будды, Махападжапати Готами -- как его опекунша и Ясодхара -- как скорбящая жена, узнавшая о его уходе из дворца к аскетической жизни.

Женские тела также считались символами нечистоты и греха, и это восприятие ярко отражено в таких произведениях, как «Девять стадий разложения трупа» японского периода Муромати и эпохи Эдо.

Девять стадий разложения трупа (1501 г.).


Эти визуальные образы возникли благодаря буддийским медитативным практикам, когда практикующие наблюдали или воображали постепенное разложение трупа, чтобы очистить свой разум от чувственных желаний. В большинстве, если не во всех случаях, изображенные мертвые тела были молодыми и красивыми женщинами, превратившимися в объекты созерцания для зрителей-мужчин.

Однако были случаи, когда святой бодхисаттва сострадания Авалокитешвара принимал женскую форму. Первоначально в Индии изображенный как мужчина, на протяжении веков он постепенно принимал различные облики в Восточной Азии, включая воплощения и в женском образе.

Через серию картин и статуй выставка представляет бодхисаттву как в мужской, так и в женской форме: в их числе - Авалокитешвару с Водяной луной, Тысячерукого и Тысячеглазого Авалокитешвару, Гуаньинь с корзиной для рыбы и Авалокитешвару, приносящего сыновей (Water-moon Avalokitesvara, Thousand-armed and Thousand-eyed Avalokitesvara, Guanyin with a Fish Basket and Avalokitesvara, the Bringer of Sons).

Изюминкой выставки является второй этаж музея, где основное внимание экспозиции сосредоточено на существенном вкладе женщин как движущей силы развития и процветания буддийского искусства. В качестве как покровительниц, так и ремесленниц.

Будучи истовыми верующими, женщины искали духовных вершин, заказывая иллюстрированные рукописи писаний, картины и скульптуры. Их роль как донаторов очевидна из текстов посвящений, особенно в вотивных надписях, прятавшихся внутри реликвий.

«Из-за несчастий моей прошлой жизни я переродилась женщиной… Поэтому с глубочайшей искренностью я искренне пожелала создать одну копию "Аватамсака-сутры", написанную серебром, и одну копию "Лотосовой сутры", написанную золотом», — написала неизвестная дворянка эпохи Корё (918–1392) в посвятительной надписи в качестве заказчика одной из таких рукописей.

Иллюстрированная рукопись Лотосовой сутры, тома 1-7, 1345 год


По иронии судьбы, среди других известных покровителей буддийского искусства оказались правительницы, консорты и члены королевского двора во времена Королевства Чосон (1392-1910), периода, когда официальная политика заключалась в дискриминации буддизма ради неоконфуцианства. Их выдающееся покровительство религиозному искусству рассматривалось как подношение королю за долголетие и рождение сыновей.

Посетители могут полюбоваться серией великолепных картин, написанных по заказу королевы Мунджон (1501–1565 гг.), жены короля Чонджона и матери короля Мёнджона. Среди них - «Собрание на пике Стервятника», на котором Будда, бодхисаттвы, архаты и небесные духи изображены тонкими золотыми мазками на красно-фиолетовом шелке.

Женщины-творцы, зачастую безымянные и непризнанные, создавали замысловатые ткани и вышивки в знак преданности своей вере.

Центральным элементом этого раздела является средневековое японское произведение под названием «Приветственное нисхождение триады Будды Амитабхи».

Японское вышитое шелковое панно «Приветственное нисхождение триады Будды Амитабхи» XIII или XIV века.


Его сюжет стандартен: спуск святой триады, чтобы приветствовать в Чистой Земле недавно умершего. Однако что делает работу поразительной, так это использование настоящих прядей волос для вышивания кудрей Будды Амитабхи, волос бодхисаттв и санскритского слога «А» – скорее всего, полученных от женщин-ремесленниц или самих покровительниц.

«Во многих ранних текстах женщин учили, что они не могут достичь просветления из-за своего тела, — говорит куратор, — Но, используя части своих «грешных» тел для изображения самого священного Будды, эти художницы достигли замечательной творческой трансформации».

***
Сайт выставки
https://www.leeumhoam.org/hoam/exhibition/77

Tags: древний восток, женщины-художники, индия, китай, япония
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Алексей Денисов

    http://www.vavilon.ru/texts/denisov2.html * * * сколько оракула я своего ни спрашивал по словарю гадал орфографическому зачем она трубку среди…

  • В мире логики

    via Юрий Табак По свидетельству проф. Б.Л. Иоффе, академик физик Исаак Померанчук отстаивал возможность небинарных решений на основе следующего…

  • Безграмотное, не читать

    Рецензия на книгу "Славянские мифы" А. Барковой. М., Манн, Иванов и Фербер, 2022. Уровень этой книги не удивит тех, кто знаком с фигурой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

Recent Posts from This Journal

  • Алексей Денисов

    http://www.vavilon.ru/texts/denisov2.html * * * сколько оракула я своего ни спрашивал по словарю гадал орфографическому зачем она трубку среди…

  • В мире логики

    via Юрий Табак По свидетельству проф. Б.Л. Иоффе, академик физик Исаак Померанчук отстаивал возможность небинарных решений на основе следующего…

  • Безграмотное, не читать

    Рецензия на книгу "Славянские мифы" А. Барковой. М., Манн, Иванов и Фербер, 2022. Уровень этой книги не удивит тех, кто знаком с фигурой…