Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Досье на Ганса Ланду

Автор текста: Сантьяго Валаамский


Тут алгоритмы ютуба решили зачем-то напомнить мне про "Бесславных ублюдков" -- вернее, предложил моему вниманию сразу два обзора Ганса Ланды. В обоих видео были вещи, которые оказалось интересным узнать, но думается мне, и они, и сам, не побоюсь этого заявления, Кристоф Вальц, мнение о своем персонаже которого было цитировано, несколько заблуждаются в своей оценке. Что они все говорят? Профессионал и оппортунист, безразличный к нацизму и служащий в СС ради реализации своих амбиций. А вот мне так не показалось. И вот почему.



Я пробежался по интернету - оказывается, киношному штандартенфюреру посвящена даже ветка на Axis History Forum - вернее, речь не о нем, а о наградах, которые он носил (в последней части фильма он, как вы помните, при полном параде). А что они могут сказать о человеке, который их носит? Разумеется, чтобы не бриться той самой оккамовой бритвой, можно предположить, что на него навесили пригоршню чего попало - фильм же немного бутафорский, боевики там всякие высмеиваить. Но я все же рискну подумать, что нет или как минимум не совсем - о чем я ниже скажу. Кроме того, консультантом по костюмам была одна польская дама, которая консультировала "Список Шиндлера" и "Пианиста", и я предположу, что некий умысел в том, как она создавала костюм, в том числе парадный, этого персонажа, есть.

В подтверждение этому можно привести факт - если не брать награды, а рассматривать только униформу, она абсолютно соответствует эпохе и месту персонажа, будь он реальным - в наличии не только дубовый листок на петлицах или ромб с эмблемой Службы безопасности рейхсфюрера СС на левом рукаве выше манжета, но и такая малозаметная деталь, как "полицейская" светло-зеленая подложка его полковничьих погон - именно такой и была форма чинов СД и чиновников гестапо. Тогда можно предположить, что комбинация значков, крестиков и ленточек на его форме имеет смысл. Но надо сразу оговориться - внимательные люди заметили, что комбинация наград и эмблем от сцены к сцене меняется (пропадают одни, на их месте появляются другие), так что элемент бутафории все равно имеет место, и нижеследующее построение элементов биографии Ганса Ланды будет зыбким, но я все равно попробую.

Итак, о чем расскажет нам язык наград? Итак, обладатель этого внушительного по размеру и количеству блестяшек, как известно - австриец по происхождению, чиновник тайной государственной полиции, его ранг в СС - штандартенфюрер. В системе РСХА чиновники такого ранга - начальники отделов центрального ведомства или, например, BdS, коменданты СД и полиции безопасности на определённой территории (например, в этом ранге был BdS оккупированной территории Франции Гельмут Кнохен). Он довольно возрастной, но наград за Первую мировую на нем нет - поэтому не будем предполагать ничего о его ранней жизни. Тем не менее, у него есть определённый боевой опыт - у него Железный крест II класса (не прусский, а нацистский) и "Знак за борьбу с бандами" (учрежденный по рекомендации Гиммлера для участников боестолкновений с партизанами). Учрежден он был поздно, 30 января 44-го, поэтому возможно незадолго до финала фильма Ганс Ланда участвовал в боевой акции против какой-то группы сопротивления и отличился.

Он мог получить оба знака за одну акцию, а мог, например, как многие, какое-то время служить в боевых частях в качестве некоей командировки (многие так делали, даже высокопоставленные нацисты могли служить офицерами резерва или даже унтер-офицерами в армии или в войсках СС, причем в боевые части их брали не в их званиях в общих СС, СА и других нацистских организаций, а в тех званиях, которые они получили на прежней службе в армии, при зачислении в резерв или при призыве - так, армейский генерал мог быть штурмфюрером СА, а штандартенфюрер СС - армейским унтер-офицером, все это реальные случаи) - и получить за это время ЖК, а уже будучи во Франции (или вообще где угодно) поучаствовать в бою с местными партизанами (этот "бандитский" знак хотя и был, по моему мнению, самой позорной нацистской отметиной, все-таки давался за боевую активность, а не за работу за письменным столом или в пыточной камере, об этом немного позже).

Если бы Тарантина пригласил Ефима Копеляна зачитывать биографии своих героев, то про Ланду тоже было бы сказано "спортсмен" - у него эсэсовская вариация "Спортивного знака СА" (последний, несмотря на указание в названии на конкретную организацию, был общегосударственным таким "знак ГТО на груди у него") с зубодробительным названием "Германские руны за достижения". Его, возможно, как-то могли получать за красивые глаза и высокую должность, но формально для получения и того, и другого значка нужно было сдать серьезные нормативы по трем категориям (Гиммлер кстати вполне серьезно все нормативы сдавал, тренировался - и получил в итоге спортзнак СА в серебре, и вообще он был хорошим стрелком из пистолета, кстати говоря). Знак редкий и поздний - поэтому сдавать свои нормативы на его получение Гансу Ланде пришлось совсем незадолго до финала фильма, не ранее середины 1943 года. Но это скорее штрихи к портрету - человек не робкого десятка, побывал под огнем и находится в хорошей форме. А есть ли наградам Ланды сказать о нем что-то более существенное?

Разумеется, причем в двух аспектах - о них говорят две группы наград. Начнём с его достижений по службе.

И тут оказывается, что у "охотника на евреев" перед режимом заслуги непросто выдающиеся - практически исключительные. Мелкий штришок - в одной из сцен на нем мелькает медаль "В память 15 марта 1939 г." с Пражским градом на ленте - значит, участвовал в присоединении Чехии в качестве протектората к рейху. Но главная "служебная группа" - это полный бант "Креста за военные заслуги": крест II класса, I класса с мечами и рыцарский крест с мечами на шее. К этой награде вообще принято относиться довольно несерьезно - дескать, награждали всяких там почетных сталеваров, заслуженных министров и даже детей-пожарных. Но сопоставление некоторых награждений Крестом военных заслуг показывает, что Ланда на своем месте и поприще имеет перед режимом заслуги действительно выдающиеся - например, Адольф Эйхман, который был всего на один чин младше Ланды за свою - уж извините, просто по масштабу и охвату - работу получил Крест военных заслуг I класса, но не Рыцарский крест. Ланда для нацистов сделал - в совокупности ли или отдельной акцией - нечто сопоставимое с действиями на секундочку Э. Кальтенбруннера и Г. Мюллера, которые свои Рыцарские кресты военных заслуг получили за расследование покушения 20 июля. Правда, тут как раз все мои построения оказываются пустыми - на Ланде висит Золотой Крест военных заслуг (который вообще был учрежден в 45-м и вручался два раза). Но раз уж подыгрывать воображению, то заслуги Ланды на ниве охраны безопасности рейха такие же, как у его самых высоких начальников.



И, наконец, последняя группа знаков, которая ставит под сомнение его оппортунизм - это партийные знаки. Итак, на нем: золотой партийный знак, "Шеврон старого бойца", медали "За выслугу лет в НСДАП" 1 и 2 классов и Орден крови (точнее, "Медаль в память о событиях 8-9 ноября 1923 года"). Медаль за выслугу 1 класса - это вообще-то за 25 лет партстажа, но читерство было официальным, "годы борьбы" (1925-33) засчитывались год за два. Золотой партийный значок мог даваться нечленам партии (Кейтель и Редер их носили, например) за "заслуги перед НСДАП", но сочетание шеврона старого бойца и знаков за выслугу говорит о членстве Ланды в партии: его стаж (если он получил знак за выслугу 1 класса в 1944 году) - как минимум с 1927 года: 9 лет нацистской эры по годам + 16/2. Т.е. в партию Ланда вступил еще тогда, когда это было не модно, а потом - учитывая австрийское происхождение - вообще опасно. Плюс Орден крови - чтобы его получить, необязательно было участвовать в пивном путче, после 1938 его стали выдавать довольно активно за прочие заслуги перед рейхом, партией и народом на усмотрение Гитлера (что старых путчистов вообще несколько обидело), но тем не менее это была высшая партийная награда. Эта медаль носилась на мыске правого кармана формы - вы ее могли видеть на любой фотографии Генриха Гиммлера.

За что, помимо участия в путче, получали Орден крови? За: участие в австрийском путче 1934 года (знаменитом убийством канцлера Дольфуса), за тюремное заключение по причине членства в НСДАП, за понесенные травмы ради партии. Получается, что у Ганса Ланды богатое и весьма активное партийное прошлое - он скорее всего вступил в австрийское отделение НСДАП и СС, мог участвовать в том самом путче или даже не участвуя в нем попасть как член партии при Шушниге в тюрьму или скрываться на нелегальном положении. Что-то не получается оппортунист, если допустить, что консультант по костюмам фильма имела какой-то замысел относительно того, какими именно атрибутами снабдить этого персонажа. Ганс Ланда - совершенно очевидно нацист или как минимум был нацистом. Разумеется, не фанатиком или догматиком - для этого он слишком умён, экстравагантен и самовлюблён, но называть его просто оппортунистом, я думаю, не стоит - обычные оппортунисты не стали бы сидеть в тюрьме за политическую деятельность и служить партии (а не просто в полиции) в объеме, которого хватило на сразу две высшие партийные награды.

Поэтому задамся последним вопросом - а были ли у Ганса Ланды именно в этом плане прототипы, или, вернее, кто из реальных персонажей нацистской истории имел схожие черты, невольно прототипирующие киношного Ланду, бывшие хотя бы в некотором смысле его аналогиями? Я назову двоих людей с общим бэкграундом - полицейская карьера, ранний партийный стаж и участие в "убить Гитлера, убить Геринга, убить Геббельса, убить Бормана". Первый - Артур Небе. Это полицейский инспектор-профессионал и "старый борец" (он, в отличие от Генриха Мюллера, вступил в партию еще в 31-м и до поры был вполне идейным нацистом), массовый убийца (он командовал айнзац-группой в 41-м и был автором идеи газвагена), но в 44-м решил присоединиться к заговору.

А насчет второго - помните фильмы "Железное небо" (оба)? Там главгада играет му... нет, не муза, это женский персонаж, наверно Аполлон Райнера Фассбиндера Удо Кир. Он же играет в фильме Вернера Херцога "Непобедимый" (про еврейского силача, там еще Тим Рот за Эмиля Хануссена) графа Вольфа-Генриха фон Гельдорфа. Персонаж-феерия - начальник берлинских СА, ставший при нацистах полицай-президентом столицы, одновременно с этим - фантастический коррупционер и весьма активный в поисках новых партнеров гомосексуал (да, даже после убийства Эрнста Рёма и всех репрессий по параграфу 175), организатор погромов и грабежей евреев - и внезапно заговорщик против Гитлера по некоторым данным аж с 38-го года. Позднейшие исследователи характеризовали его как с одной стороны "ландскнехта худшего извода", с другой - как человека с независимым мышлением.

Полицейский профессионализм и разочарование в нацизме одного, яркость, неоднозначность и сочетание ума и преступной натуры другого - и участие в заговоре против Гитлера обоих. Ну и расплата, конечно - те были казнены, а Ланда клеймён свастикой на лбу. Не тузом бубновым, а свастикой.

Stay tuned, и дом С., ваш в прошлом шотландский моряк-амурец, а ныне лорд-аббат и ваще, вернется к вам с еще одной глупостью, короткой или длинной. Возможно.

Автор: Сантьяго Валаамский

***

ЭТО НЕ МОЙ ТЕКСТ, А КОПИПАСТА


Tags: вторая мировая война, дюже сомнительное литературоведение, кино
Subscribe

  • Выражение

    Еще студенткой услышала от одного преподавателя выражение относительно оч.плохого искусства "эстетический сблёв". Оно меня тогда поразило, потому…

  • Пропавший постамент "Венеры Милосской" с именем её создателя

    На днях я села что-то писать про "Венеру Милосскую" и автоматически, конечно, написала "автор неизвестен". Однако оказалось,…

  • Карманьола

    Сегодня я узнала, что для трушного искусствоведа "Карманьола" -- это не брутальная итальянская песенка. А византийская порфировая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

  • Выражение

    Еще студенткой услышала от одного преподавателя выражение относительно оч.плохого искусства "эстетический сблёв". Оно меня тогда поразило, потому…

  • Пропавший постамент "Венеры Милосской" с именем её создателя

    На днях я села что-то писать про "Венеру Милосскую" и автоматически, конечно, написала "автор неизвестен". Однако оказалось,…

  • Карманьола

    Сегодня я узнала, что для трушного искусствоведа "Карманьола" -- это не брутальная итальянская песенка. А византийская порфировая…