Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Афера с бронзовыми юношами и их триумфальное обретение музеем

Удивительная история, произошедшая в Испании с выдающимся произведением античного искусства. Хочется увидеть об этом детективный фильм, учитывая, какую отличную роль в ее разрешении сыграла полиция.





Этой осенью в Национальном центре искусств королевы Софии в Испании зрителям были представлены отреставрированные эфебы (т.е. "юноши") из Педро-Абада (Кордова, Андалусия) – бронзовые древнеримские статуи с долгой, сложной, даже детективной историей.

Преступление

В январе 2012 года в андалусской провинции Хаэн начали распространяться слухи.

Люди болтали, что где-то неподалеку были обнаружены две уникальные бронзовые статуи. Согласно действующему законодательству археологические находки подобного рода должны передаваться государствву. Но нашедшие рассудили иначе. Они предпочли поискать покупателя с хорошим вкусом и большими деньгами, готового рискнуть незаконной покупкой.



На протяжении нескольких месяцев полиция провинции Хаэн, Национальная полиция и Гражданская гвардия Испании занималась розыском черных археологов и их посредников. В ходе спецоперации «Бронза» (Operación Bronce) были выявлены и временные владельцы, и курьеры, и потенциальные покупатели статуи.

Покупателями оказались граждане Италии, ранее уже занятые в незаконных схемах с перепродажей предметов искусства на черном рынке.

Получив достаточное количество доказательств, полицейские в срочном порядке запросили ордер на обыск трех зданий в Кордове. Время поджимало – итальянские покупатели уже готовились к поездке в Кордову.

Прослушивание телефонов и отслеживание геолокаций подозреваемых выявило «подозрительный» дом, где могли находиться эти артефакты.

Полиция нагрянула на ферму Эль Паланкар в Педро-Абаде. Бронзовые статуи были спрятаны в винном погребе. Они были небрежно завернуты в простую белую бумагу, словно мумии, и находились в плачевном состоянии – конечности переломаны, в животе одной из статуй зияет дыра, голова второй отделена от шеи… Но даже в таком виде статуи хранили воспоминания о былой красоте.



Спустя шесть лет  неудачливые контрабандисты, братья из Педро-Абада, предстали в суде. Каждый из них получил полгода тюрьмы, многомиллионных штрафов удалось избежать.

А похищенных ими бронзовых юношей ждала долгая и сложная реставрация.



Юная красота

Почему эта находка обладает такой ценностью?
Эфебы из Педро-Абада – это идеальные воплощения мальчиков-прислужников, чьей обязанностью на древних пирах было подносить еду и яства, «молчаливые слуги», которые никогда не устают. (Пьяной горечью Фалерна чашу мне наполни, мальчик! и т.д.)



Два этих эфеба представляют собой эталон юношеской красоты – стройные, мускулистые тела, безупречные пропорции. Подобные статуи чаще всего обнаруживают в столовых и банкетных залах римских вилл. Согласно результатам расследования, эфебы, о которых идет речь, найдены в паре (что само по себе удивительно), вблизи излучины реки Гвадалквивир. Скорее всего, они были частью декора виллы времен Высокой Империи и скопированы с греческих оригиналов V века до нашей эры.

Помимо этих двоих, есть только один известный эфеб, найденный в Испании, тоже в Андалусии. Все три статуи относятся к объектам культуры древнеримской провинции Бетика. Количество обнаруженных бронзовых статуй-эфебов невелико не только в Испании, в национальных музейных коллекциях их, по-видимому, хранится не более десяти. В этом списке - Аполлон Лиллебоннский в Лувре, «Молодой человек из Магдалинсберга» в Музее истории искусств в Вене, эфеб из Антикиферы в Национальном археологическом музее в Афинах.



Реставрация

Эфебы из Педро-Абада с самого начала бросали всем вызов, и на сей раз с ними пришлось сражаться реставраторам.

Статуи были законсервированы на два года в Институте исторического наследия Андалусии (IAPH) с соблюдением строжайших мер предосторожности. Это должно было предотвратить дальнейшее разрушение, пока исследователи ищут способ восстановить их первоначальный вид.



Были проведены гаммаграфические исследования, которые помогли получить точную картину повреждений, в том числе и внутренних. В процессе реставрации статуи приобрели каркас, который позволяет им сохранять вертикальное положение.




В мае 2019 года каждый эфеб получил регистрацию в Генеральном каталоге исторического наследия Андалусии (CGPHA) в качестве объекта культурного интереса (правда, почему-то в категории «Мебель»).

Реставраторы с законченной работой, очень люблю такие трогательные съемки


Эфебы из Педро-Абада, возвращенные Испании совместными усилиями полиции и реставраторов, останутся на выставке в Национальном центре искусства королевы Софии до 4 марта 2024 года, где они экспонируются в рамках программы Picasso Celebration 1973-2023.

После этого они займут место в постоянной экспозиции Museo Arqueológico de Córdoba.






Tags: art & crime, скульптура, экспертиза и реставрация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 41 comments

Recent Posts from This Journal