Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Советы экспертов по антиквариату: как смотреть на обороты картин и что там искать

Небольшой экскурс на кухню антикварного рынка: что может рассказать нелицевая часть картины?


[Прошу прощения за скриншоты с крестиками, иначе не получалось из вебархива вытащить]



Мой  авторизированный перевод статьи: What to look for on the back of a painting: an expert guide // Christie's

На что обращать внимание на оборотной стороне картины: руководство экспертов

Данные, найденные на оборотной стороне, от пометок об ее аукционной истории и происхождения до заметок художника, могут значительно повысить ценность картины, объясняет специалист Оливия Гош (Olivia Ghosh).

1. Кто, что, когда... и где

Прежде всего, вам захочется узнать, кто вашу картину написал. В большинстве случаев художники обычно ставят подписи на лицевую сторону картин, в более позднюю эпоху их часто ставят и на оборот.

Реверс "1945 год (натюрморт)", художник Бен Николсон, О.М. (1894-1982). Адрес Николсона в Корнуолле добавлен на обороте слева внизу.


Лицевая сторона


Художник обычно указывает название или дату, а иногда и что-то еще. Британский художник Бен Николсон (1894–1982) не только подписывал, давал название и датировал свои работы на реверсе, но и часто помещал свой адрес — приятное дополнение, помогающее специалистам выстроить историю, стоящую за произведением искусства.

2. Материалы могут сузить ареал происхождения картины

Художники начали переходить от картин, написанных на деревянных досках, к холстам в 16 веке, поскольку это позволяло создавать произведения большего размера. Картины на медных пластинах вошли в моду в 17 веке.

Штампы и ярлычки от поставщиков материалов могут содержать имена и адреса их фирм. Справочники, например  Alexander Katlan’s American Artists’ Materials Suppliers Directory — могут быть использованы для их отслеживания, в свою очередь, помогая установить, когда и где было создано произведение.

Питер Брейгель II (1564/5-1637/8), "Свадебный танец".  Масло на дубовой доске. На реверсе справа изображен знак города Антверпен: пара рук над замком. Знак датируется 1617 годом, когда новое правило Гильдии столяров Антверпена гласило: «Каждый столяр отныне обязан ставить свою отметку на изготовленных им рамах и панелях под страхом штрафа в три гульдена».

Сравнивая дату приобретения материалов с датой, когда художник подписал готовую работу, можно даже получить представление о том, сколько времени ушло на ее завершение.
Типы материалов, используемых для создания доски, крепления или подрамника, а также то, как они были созданы, также различаются со временем и между регионами.
Мягкая древесина, такая как тополь, использовалась в Италии, а твердая древесина, например дуб, использовалась в Великобритании и Нидерландах. Еще одну подсказку можно получить из того, как холст крепится к подрамнику: после 1940-х годов гвозди заменили скобы.

3. Ярлыки иллюстриуют происхождение и выставочную историю

Когда галерея или музей брали вещь на выставку, они часто прикрепляли к оборотной стороне этикетку с данными картины и ее автора.

С появлением Интернета исследовать эти этикетки стало намного проще. Например, Музей современного искусства в Нью-Йорке оцифровал все свои каталоги выставок, пресс-релизы и списки тех, кто давал вещи на выставки вплоть до 1929 году. (Счастливые американцы -прим. shakko).

Мастерская Рембрандта, 17 век. "Читающий мальчик".  Холст, масло. 29¾ x 23⅜ дюйма (75,6 x 59,5 см). Продано за 44 100 фунтов стерлингов 9 декабря 2022 года на Christie’s. Наклейка на центральной перекладине указывает на то, что работа ранее находилась в коллекции Жака Гудстиккера, крупного голландского дилера картин старых мастеров. Его коллекция, которую с вниманием изучил Герман Геринг, была конфискована нацистами.

Этикетки, на которых зарегистрированы перемещения картины, также могут быть созданы таможней и пограничным контролем, реставраторами или даже исчезнувшими бюрократическими механизмами, такими как Палата культуры нацистской Германии, которая штамповала орла на оборотах конфиската.

4. Надписи тоже рассказывают свои истории

Частные коллекционеры всегда ставили свои имена на оборотную сторону принадлежащих им произведений. Король Англии Карл I (1600-1649), например, ставил свои инициалы «CR»
с короной на реверс работ из королевской коллекции.

Рукописная надпись  на обороте подрамника. "Холмы и темнеющее небо: Дождь в холмах". Художник Айвон Хитченс (1893–1979)


Лицевая сторона


На обороте пейзажа Айвона Хитченса (1893-1979)  — пометка жены художника Молли, а также более поздняя рукописная заметка, помещающая ее в коллекцию Аллена и Берил Фрир.


Себастьяно Конка (1680-1764), "Мадонна с Младенцем, освобождающая души из чистилища" . Холст, масло. На реверсе картины Конки имеется рукописная надпись, указывающая, что она была подарена некоему Д. Доменико Гуастаферро.

В 2019 году Christie’s продал работу Себастьяно Конки (1680-1764),  которая имеет сзади старую рукописную заметку с названием и датой, а также описанием предмета как bozzetto
— эскиза. Она также содержит некоторую информацию о происхождении, утверждая, что она была подарена некоему Доменико Гуастаферро в июле 1748 года.

Если вы решите укрепить обратную сторону картины, возможно, стоит использовать плексиглас, чтобы этикетки оставались видимыми, или попросить реставратора аккуратно перенести их на новый подрамник.

5. Инвентарные номера раскрывают аукционную историю произведения

С начала 19 века Christie’s маркировал оборотную сторону картин инвентарным номером. Первоначально эти номера были нанесены по трафарету черными чернилами, тогда как другие аукционные дома использовали мел. Сегодня вместо нанесения номеров по трафарету на оборотную сторону чаще наклеивают наклейку со штрих-кодом. Блокчейн  еще один метод, который все чаще используется.

Франческо Фьеравино Иль Мальтезе (около 1610 - около 1680). "Мандолина с нотной книгой на сине-золотой подушке и фруктами на частично задрапированном столе". . Масло на холсте. 27 х 36½ дюйма (68,6 х 92,7 см). Продано за 23 940 фунтов стерлингов 9 декабря 2022 года на Christie’s Online. Трафаретная надпись Christie's на подрамнике картины с надписью «9 LP» является ценным ключом к ее происхождению. Опознаваемая по записи в инвентарной книге 1958 года, она доказывает, что работа происходит из важной коллекции Чатсуорта.

«Эти цифры соответствуют инвентарным записям, которые сообщают нам, когда и где что-то было продано, а иногда и кто это продал и по какой цене», — объясняет библиотекарь и архивариус Christie's Линда МакЛауд. «В лондонских архивах Christie's хранятся подробности большинства продаж, проведенных за более чем 250-летнюю историю аукционного дома».

«При каталогизации картин эти штампы позволяют нам не только собрать воедино провенанс, но и увидеть, приписывались ли работы разным художникам в прошлом», — добавляет
специалист раздела старых мастеров Christie’s Оливия Гош.

Рембрандт с мастерской. "Мужчина с мечом". Масло на холсте. На реверсе работы находятся аукционные трафареты, а в центре — этикетка с выставки Амстердама 1898 года.

В 2013 году Christie’s продал портрет Рембрандта, на обороте которонр было написано «272ER». «Это указало нам на аукцион Christie’s 1928 года, где продавалась коллекция, принадлежавшая сэру Джорджу Линдсею Холфорду», — объясняет Гош.
«Оттуда мы проследили происхождение картины до его отца, Роберта Стейнера Холфорда, который был основателем Берлингтонского клуба изящных искусств и владел тремя другими Рембрандтами, все сейчас находятся в музеях. Знание этих деталей может повысить ценность картины».

6. Если картина была перетянута на новый подрамник, скорей всего, ее реставрировали

Если на обратной стороне холста по краям есть следы клея или он кажется толстым и новым, возможно, картина была перетянута на новый подрамник или дублирована. Речь идет о процессе прикрепления дополнительного слоя холста к оригинальному, чтобы залатать дыры и разрывы и стабилизировать картину.
«Дублирование холста было и остается обычной практикой для картин старых мастеров, — говорит Гош. — Раньше это часто делалось грубо, но теперь это можно сделать, не повредив красочную поверхность».
Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл (1883-1937), "Авеню, Ошнакрейг", около 1927 г.  Холст, масло. Каделл оставил на обороте своих работ четкие инструкции о том, как за ними ухаживать в будущем.

Шотландский колорист Ф.К.Б.  Каделл (1883-1937) оставил четкие инструкции по сохранению состояния своих произведений на обороте. На заднике картины "Авеню, Ошнакрейг" написано "НИКОГДА не покрывайте лаком", потому что Каделл считал, что меловое качество его красочной поверхности имеет первостепенное значение.

7. Искривленные подрамники могут указывать на то, что картина хранилась во влажных условиях.

Крупные трещины в краске могут указывать на то, что она висела в жарком и сухом месте, например, над камином, а деформированные подрамники могут указывать на то, что она висела в ванной. «Ни то, ни другое не является мудрым», — говорит Гош.

Оборот картины "Океанский парк №108", 1978 г. Худ. Ричард Дибенкорн (1922-1993) любезно объясняет, где у картины верх, где низ и как ее вешать. Надпись «ВЕРХ» рядом с верхней центральной перекладиной.


Лицевая сторона


Некоторые художники указывают не где вешать их работы, а как. Например Ричард Дибенкорн
оставлял пометки, чтобы указать правильную ориентацию. На обороте работы художник написал карандашом «ВЕРХ» со стрелкой, направленной вверх.

8. В редких случаях на оборотной стороне картины может оказаться даже другое произведение искусства.

Время от времени на обратной стороне картины может оказаться что-то, что может соперничать по важности с произведением искусства на лицевой стороне, например, рукописная заметка художника или даже вторая картина.
«Материалы исторически были дорогими, поэтому бедные художники, как известно, пробовали разные композиции на одних и тех же поверхностях», — объясняет Гош.

Камиль Писсарро (1830-1903), "Poulailler à la maison rouge, Понтуаз" (лицевая сторона), 1878. Холст, масло. На обороте с птицами на ферме Писсарро 1878 года находится совершенно другая работа: две женщины, стирающие белье.


В феврале 2020 года Christie’s продал работу Писсарро, со второй его подписанной картиной на лицевой стороне.
Художники Christie's установили его на специально изготовленную подставку, чтобы во время предварительного просмотра на аукционе можно было видеть обе стороны. Если бы оно висело на стене, никто бы не догадался, что скрывается на обороте.
Tags: аукционы, экспертиза и реставрация
Subscribe

Posts from This Journal “экспертиза и реставрация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 21 comments

Posts from This Journal “экспертиза и реставрация” Tag