Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Фут-фетиш в живописи: целование ног в классическом искусстве

Внезапно скользская по нонешним временам тема оказывается совершенно стандартным сюжетом старых мастеров.
Каких и почему? Давайте изучим этот вопрос!






Недавно мы рассматривали цикл иллюстраций Хуареса Мачадо для коллекции «L'ART DU PARFUM» духов Eisenberg, 2010.

Где был вот такой необычный сюжет.



И тут я поняла, что он не такой уж и необычный-то!
Его, оказывается, достаточно много, причем в весьма достопочтенных историях.

Дело в том, что это лишь сегодня, в наши похабные времена, целование ног находится исключительно в зоне эротического.

В предыдущие тысячелетия (хотя сексуальный аспект, наверняка, тоже присутствовал), гораздо важнее был другой смысл этого жеста.
Подчинение.
Сегодня в практиках фут-фетиша кинк подчинения тоже присутствует, однако это лишь часть коктейля.
До наступления эры капитализма все было иначе.
Это было совершенно обычное подчинение младшего -- старшему, бедного -- богатому, слабого -- могущественному. Жест почтения.

Похожая метаморфоза произошла с целованием рук.
В Средневековье руки целовали всем лидерам, в 17 веке д'Артаньяну протягивает руку кардинал, и тот целует, хоть и кривится (духовное лицо! так положено!), к 19 веку это уже всего лишь рудимент "рыцарского" отношения -- мужчины целуют руки дамам из вежливости.
Сегодня этот жест вообще умер, рудиментарно оставшись в помоловочных фотографиях.

Ю. Поллак. "Двое детей и пастор". 19 век


В античности и в Средневековье почтительное целование, знак восторженного подчинения, встречаются достаточно часто.
Вот статья о поцелуях в Византии, там цитируется богослов и ритор Никифор Василаки, который пишет в одном из своих писем: «Мы целуем ваши ноги, целуем ваши глаза и сжимаем ваши руки» -- и  это не излияние чувств, а этикет.

Монах, целующий ноги св. Катберта (12 век)


Целовать конечности умели еще в античности.
В "Илиаде" описывается, как царь Приам, старик, вымаливая тело сына Гектора у Ахилла (не царя, молодого мужика) склоняется перед ним на колени и целует ему руки.

Старец, никем не примеченный, входит в покой и, Пелиду
В ноги упав, обымает колена и руки целует, -
Страшные руки, детей у него погубившие многих!


А. Иванов. «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». 1824


Колени тоже обнимали.
Вот Фетида пришла к Зевсу просить за своего сына Ахилла:

Там, одного восседящего, молний метателя Зевса
Видит на самой вершине горы многоверхой, Олимпа;
Близко пред ним восседает и, быстро обнявши колена
Левой рукою, а правой подбрадия тихо касаясь,
Так говорит, умоляя отца и владыку бессмертных...


Так что когда Онегин хочет «желать обнять у вас колени и, зарыдав, у ваших ног», он выражается вполне себе античными тропами, как это часто бывает у Пушкина. (Внимание! Тут использовано слово "троп", а не "тропа"!)

Энгр. "Юпитер и Фетида". 1811


Но перейдем к ступням.

Бесспорный рекордсмен по целованию ступней в мировом искусстве это, разумеется, Иисус Христос.

Во-первых, есть эпизод Помазания Христа блудницей. В двух Евангелиях она умащает ему голову, а в двух -- ноги.Это происходит в доме фарисея.

"Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира".

Традиционно считается, что это была блудница Мария Магдалина.

Хотя конкретно поцелуи не упомянуты, но иногда (не всегда!) писали именно этот жест.

Аноним, 15 век


Рубенс. 1620-е


Фирс Журавлев


Но не стоит это воспринимать исключительно как ущемление женщины (хотя этот оттенок безусловно присутствует, по крайней мере, в искусстве точно). Спустя несколько страниц Иисус сам проделывает аналогичную гигеническо-почтительную процедуру, омывая ноги своим апостолам.

Но волосами он их не вытирал, и поцелуев художники не изображали.

Форд Мэдокс Браун. 1850-е


За Тайной вечерей неизбежно наступает Распятие. И в его изображении мы опять видим Марию Магдалину, целующую его ноги, но на сей раз -- мертвые. Это очевидное отзеркаливание предыдущей ситуации с ее поклонением.

Фра Беато Анжелико, 15 век


Неизвестный художник, 14 век


Изображение поцелуя ног используется как еще более экспрессивное выражение горя и любви -- он встречается и в продолжении истории: Снятии с Креста, Оплакивании и Погребении. (Но руки ему целуют чаще, и другие персонажи, кроме Магдалины).

Маркус Герартс-ст. 16 век


Кроме Магдалины целовать мертвое тело Христа могут и другие верующие, например, донаторы произведения.

Master of Saint Francis (Arezzo)


Maestro del Crocifisso di Montefalco (Montefalco)


Также ноги Иисусу во Славе (т.е. воскресшему) лобзают императоры, короли и прочие живые на момент создания произведения искусства лица.

Император Оттон


Младенцу Христу тоже целуют пяточки: в сценах Поклонения Младенцу и Встречи Христа с Иоанном Крестителем детьми.

Винченцо Фоппа, ок. 1500


Хуан Батиста дель Майно. 17 век


Почему для истории и иконографии Христа это так важно?
В Древней Персии существовал обряд под названием проскинеза — земной поклон царю с последующим целованием его ноги. От персов его подхватили цари эллинизма, потом это было в Древнем Риме и в Византии, у нас из этого вышло "бьет земной поклон".
Поскольку Иисус -- это Царь (с чем в первый период спорили), изображение этого ритуала было дополнительным способом подчеркнуть его царственность.

Йеху, сын Омри, царь Израиля, совершает земной поклон целованием ног Салманасара III, царя Ассирии. 9 век до н.э.



***

Но давайте же закончим с Христом и переключимся на что-нибудь не такое предсказуемое.
Увы, мои дорогие любители пощекотать нервы, речь опять пойдет о религии.

Кто у нас был первым папой римским и наместником Иисуса Христа на земле?
Апостол Петр.

В Базилике св. Петра в Ватикане стоит его статуя то ли 5, то ли 13 века, очень почитаемая.



Ее по праздникам обряжают в папское облачение.


Этой статуе принято лобызать ногу.

О. Одбур-Леско. Целование ноги статуи св. Петра в Риме. 1810-е




Параллельно (и очевидно по тем же причинам) тысячелетия, до сегодняшнего дня, существует обряд целования папской туфли (Il bacio della sacra pantofola).

12 век. Целует император Генрих VI, что особенно важно в контексте политической ситуации


Пинтуриккио. Фреска в Библиотеке Пикколомини. 1500-е


Протестант Кранах это высмеивает карикатуре из цикла "Passional Christi und Antichristi". Слева хорошее: Иисус моет ноги своим апостолам (и целует; Кранах тут передергивает), справа антихрист-папа, которому ногу целует, т.е. грех высокомерия.


1837


Наполеон пытался эту устарелую привычку искоренить.



Но традиция эта жила еще долго.
Ежели вы сейчас спросите интернет про фото папы и целования ног, вы увидите фото другого обряда, ведущего свою историю от умащения Иисусом ног апостолам. Папа целуют ноги нищим и страждущим.

***

Что же остается нам помимо христианства в данной теме?

Восточная миниатюра, где это также жест почтения и подчинения.

Амир Хосров Дехлеви. 1602 г.


Мурад I, 17 век


Затем, если мы вернемся в Европу, у нас увы, опять  трупы.

Правда, по мере приближения к 20 веку, тут все больше открытого эротизма.

Вот герой поэмы целует тело погибшей возлюбленной.

Яцек Мальчевский. "Смерть Элленаи". 1906


Тот же автор. "Смерть художника". Думаю, это наметка серии и явный симптом того, как художники, освободившись от религиозного канона, проявляют свои фетиши. Хотя тут явная аллюзия на Христа опять.



И лишь с наступлением ХХ века мы можем найти в искусстве (в основном, иллюстрации) неприкрытое и чистое воплощение фантазий.



Dessins de Martin van Maële. Illustration de l'ouvrage de Pierre Mac Orlan La Comtesse au fouet, Jean Fort, coll, Paris, 1926.


Illustration from Bilder-Lexicon Sexualwissenschaft (Verlag fur Kulturforschung, Leipzig and Vienna, c1931).



Richard Ziegler (German, 1891–1992). Ein Kuss auf den Fuß , 1964


Bruno Schulz, "Zuzanna i starcy / Susanna and the Elders", 1920-1921


Ну а в 21-м веке это можно найти в любом жанре





Вот такая вот эволюция...

***

Здесь интересные заметки о значении босоногости в искусстве (1), (2)


Tags: телесный низ, христос
Subscribe

  • Как я живу, или #профдеформацияэто (2024)

    (сборный пост о жизни и мозге арт-журналиста) когда мужчина приглашает тебя домой, чтобы показать гравюры. И потом действительно показывает…

  • Сказочка про девочку и Музейного старичка

    Автор: Кирилл Светляков, куратор, сотрудник Третьяковской галереи, специалист по современному искусству: Сказочка про девочку и Музейного…

  • Значительная разница (2022)

    Годовые итоги традиционной ежегодной рубрики рубрики "Значительная разница": *** Существует, однако, значительная разница в смысле фразы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Как я живу, или #профдеформацияэто (2024)

    (сборный пост о жизни и мозге арт-журналиста) когда мужчина приглашает тебя домой, чтобы показать гравюры. И потом действительно показывает…

  • Сказочка про девочку и Музейного старичка

    Автор: Кирилл Светляков, куратор, сотрудник Третьяковской галереи, специалист по современному искусству: Сказочка про девочку и Музейного…

  • Значительная разница (2022)

    Годовые итоги традиционной ежегодной рубрики рубрики "Значительная разница": *** Существует, однако, значительная разница в смысле фразы…