Бальзака Человеком сделали женщины. Писателем, личностью, эмпатом. Родители его были холодными, мать даже жестокой. К 22 годам (возрасту, который в детстве кажется расцветом молодости, а сейчас понимаешь, что это практически отрочество, и все эти существа с телами взрослых -- в голове еще дитятки, чьи головы забиты мечтами и иллюзиями) он оставался сущим поросяткой, наивным и мягоньким. И в этот момент у него начался роман с соседкой его родителей в провинции, которая была старше его ровно в два раза -- Лорой де Берни. Она была дочерью музыканта, служившего при дворе до революции, ее крестной матерью была Мария-Антуанетта. У нее был какой-то там муж. В наполеоновские годы у Лауры был роман с секретарем Люсьена Наполеона. В общем, она видала виды. И те картины прошлого королевской и наполеоновской Франции, которые сам Бальзак не мог видеть, во многом были обрисованы с ее слов. Или, по крайней мере, он был зачарован их красотой именно с ее слов. Они были страстными любовниками (в первый период их отношений), она дала ему и материнскую заботу, которой он никогда не испытывал, отчасти сформировала его как личность. Вычитывала его рукописи, стала прототипом нескольких персонажей. А еще давала деньги. Эти отношения не прекращались до ее смерти через 15 лет, в возрасте 59.
Достаточно скоро, ему было 20+, его подобрала другая возрастная дама Лора Жюно, герцогиня д’Абрантес (Бальзак умел вести много романов параллельно). Она выполняла примерно те же функции, только была более аристократична, богата, требовательна. Ее муж генерал Жюно взял Лиссабон (привет стрелку Шарпу!), а потом наши размазали его у Шевардино и Багратионовых флешей. К моменту знакомства с Бальзаком его жена уже давно вдовствовала. Ее 18-томные «Записки герцогини Абрантес» пользовались заметным успехом -- говорят, Бальзак трудился при их создании как литературный негр, что, разумеется, обогатило его знание современной истории.
Обеих этих женщин Бальзак искренне любил. Также как и многих других богатых, красивых аристократок, которых опьянял его литературный дар и не отвращал его кэжуал-стиль Анатолия Вассермана. Они давали ему деньги и помогали с рукописями. Возраст был не важен -- главнее ухоженность, врожденное изящество. Даже хорошо, если женщина старше: она опытней, умнее, умеет жить. В книгах Бальзака, если героиня младше героя, с ней может случиться всякое; если же старше, то, конечно, тоже всякое (Бальзак почти также жесток, как Дж. Мартин, только без ядов), но при этом будет ощущаться несомненное авторское почтение к ней, любование ею.
Рассказ "Поручение", который Бальзак поставил 15-м в списке произведений "Человеческой комедии" -- это первый текст, практически целиком посвященный именно этой особенности сердечных привязанностей Бальзака, как говорят сейчас -- его специализации по milf'ам. Совершенно искренней и почтительной. Рассказчик (имя которого намеренно не раскрывается) -- молодой человек лет 20, который едет в карете с другим юным незнакомцем. В случайной беседе они находят общий язык -- оба влюблены в женщин лет 35-40. И пользуются взаимностью.
Страницы, посвященные их разговору и испытываемым чувствам наполнены и поэзией, и пыланием либидо. И сейчас-то, в 2022 году, я -- дама указаной возрастной категории, невольно испытываю волнение; а представляю, как эти строки действовали на женщин в 19 веке, когда после 30 лет оставалось только надеть чепчик и ползти в сторону кладбища! (Говорят, именно Бальзак научил женщин покупать книги, и таким образом изменил издательский рынок; ну не знаю, насколько это достоверно).
Затем некое событие (не буду спойлерить) заставляет рассказчика познакомиться с той дамой, в которую влюблен его попутчик. Он наблюдает за тем, как она живет с мужем и детьми, и все это описывает. Рассказ сопровождается описанием стыда автора от собственной бедности. Поскольку Бальзак рассказывает о том, что он реально чувствовал, а не о воображаемой любви, никакой нелепой романтики тут не лезет из текста. Получился сугубо реалистический рассказ. Хоть и про поэтическую, запретную любовь.