Хороший писатель -- это не только отличный наблюдатель и великий эмпат (ибо оба эти качества относятся к постороннему, внешнему миру). У хороших писателей должно быть еще очень много в голове и в сердце, и чтобы навык самоанализа всего вот этого, чем ты внутри набит. Хороший писатель способен из своих собственных страстей, недостатков и акцентуаций скроить пяток персонажей в одной и той же книге. Причем все они будут между собой непохожи, и лишь мама/жена/биограф потом догадаются, что все эти герои - грани одного и того же творца, только со сгущенными красками. Ну и дополненные наблюдениями и эмпатией к другим людям, конечно. Чуть-чуть.
У Бальзака такое постоянно -- ведь он был мужчина с гигантскими страстями и желаниями. Вдобавок в "хождении в народ" он был лентяй, а наблюдения за собой позволяют сэкономить время и силы. А то, что он не жалеет "себя", верней, скроенных из себя персонажей (например, писателей Каналиса и Рауля Натана) делает их страницы жестокими и сатиричными. При этом, когда он "себя" использует для создания образа 20-летних юношей, уже познавших секс, но не первую любовь, и знакомит с героинями на 10-15 лет постарше, тональность тут другая, обычно трогательная (ведь самого Бальзака "сделали", образовали именно две такие женщины).
Неоднократно Бальзак описывает, насколько резко хорошеет женщина при узнавании размера её финансов. Чувства, испытываемые мужчиной-кавалером в этот момент, препарированы так подробно, а разочарование в случае, если кавалер узнает, что про деньги -- неправда, описаны так искренне горько, что автобиографичность этих эмоций несомненна. А вот в "Мнимой любовнице" -- другой коктейль "себя" и не себя, с мешаниной романтических представлений и авторских фетишей.
Повесть написана в момент, когда многолетний "виртуальный" роман автора с Эвелиной Ганской, в котором за 10 лет была лишь пара развиртуализаций, находился в кризисе. Эвелина наконец овдовела, но отдавать свою руку (и состояние) гениальному поклоннику чего-то не спешила, да и просто на письма отвечала с гигантскими паузами. Именно поэтому три главных героя книги -- поляки. Ибо разбитое сердце влюбленного писателя в данный момент по понятным причинам романтизировало эту нацию (и кэнселило русских, as usually). С нюансом: главная героиня, впрочем, француженка с польской фамилией из-за замужества, ибо, несмотря даже на наличие Ганской в жизни, Бальзак не мог переступить через себя и сделать воплощение всех совершенств НЕ француженкой.
Муж героини -- польский граф, героический герой, сбежавший с родных угодий из-за as usually (см. выше). Если бы Бальзак играл в SIMS, он бы конечно пользовался читерскими кодами про деньги для своих персонажей, из жалости к ним: так что польский беженец прибывает в Париж с большим состоянием и приобретает дворец. В комплекте идет его лучший друг, боевой товарищ, более бедного происхождения, но героического поведения в бою, а также гений бухгалтерии -- что в Париже отдельное поле битвы. А еще он настоящий красавчик! В доломане и меховой шапке. А еще он, конечно, тоже поляк, но поскольку автор хочет сделать его еще прекрасней, то этот Паз -- потомок итальянской ренессансной династии Пацци.
Таким образом, намечается любовный треугольник, в котором героиня ведет себя как типичная женщина Бальзака, слегка идеализированная аристократка (то есть относительно нормально), муж -- так вообще как обычный реальный человек с достоинствами и недостатками, а вот усатый ординарец становится воронкой авторских романтических представлений о поведении мужчины в ситуации неразделенной любви. Тогда это называли "романтической страстью" и поклонением, а сейчас скорей обзовут сталкерством. Спойлерить, однако, не буду, потому что развитие сюжета хорошее и непредсказуемое. Хотя упомянутое воспевание Неразделенной Любви плюс любование цивилизованного парижанина Этими Дикими Поляками (Но Прекрасными) определяет жанр повести как романтический, что лично я у Бальзака считаю обычно неудачным.
Больше всего при чтении "Мнимой любовницы", кроме этого сеанса литературного психоанализа, который я проводила параллельно чтению, мне понравился подлесок. Тот самый быт обычного Парижа, который Бальзак так роскошно умеет описывать. Тут звезда -- акробатка по прозвищу Малага, которую один из героев вытаскивает из какой-то дыры и дает путевку в жизнь. Позже она появится еще в нескольких книгах, уже как профессиональная куртизанка. Отличная девица, с крутым характером и стальными бицепсами!