"Госпожа Фирмиани" -- рассказ Бальзака, в котором сюжет (в принципе, неплохой) не особо и важен, на фоне того прекрасного, что писатель творит с языком и образами. Экспозиция занимает целую треть рассказа, она тут и есть самое замечательное: в ней Бальзак преподносит нам заглавную героиню глазами самых разных типажей парижского света. Самые разные люди характеризуют героиню приезжему провинциалу, запутав его своей противоречивостью, Бальзак же характеризует этих рассказчиков нам: "...А это человек, который любит противоречить. Люди этого сорта находят ошибки во всех мемуарах, исправляют все факты, бьются об заклад сто против одного, с уверенностью судят обо всем" (теперь такие граждане обильно пишут комменты, мы все их знаем). Получается великолепная мозаика, доставившая мне истинное наслаждение.
Оставшиеся две трети рассказа занимает сюжет о том, как провинциальный дядюшка пытается разобраться, во что ввязался его племянник. Образ дядюшки принадлежит к одному из моих любимых шаблонов персонажей у Бальзака -- т.н. "пожилой д'Артаньян":
- "Старый мушкетер, человек высшего общества, некогда имевший успех у женщин, он умел учтиво представиться, произнести любезные слова, помнил изысканные манеры былых времен и знал почти все правила галантного обхождения. Хотя он любил Бурбонов с благородной искренностью, верил в Бога, как верят в него дворяне, и не читал ничего, кроме «Котидьен», он не был так смешон, как того желали бы либералы его департамента. Он мог бы занять свое место в придворных кругах, если бы при нем не говорили ни о «Моисее», ни о драме, ни о романтизме, ни о местном колорите, ни о железных дорогах".
Далее там присобачена любовная история, изысканная аристократка-парижанка (автор и читатели-мужчины тех лет пускают слюни, нам пофиг), а также неожиданная развязка, хотя и излишне сентиментальная и на мой цинический взгляд неправдоподобная.
В целом -- замечательный рассказ, рекомендую.
Huard, Charles. "Madame Firmiani". Entre 1910 et 1950