ПРО ДЕНДИ-ПОДЛЕЦОВ
У Бальзака не получалось закончить бесконечную свою "Беатрису" силами постоянных её героев, и, чтобы разрубить гордиев узел, он вставляет туда, в 3-ю, финальную, часть двух трикстеров. Это нищие аристократы, красавцы, денди, жиголо, игроки, интриганы: 50-летний граф Максим де Трай и его отражение в два раза моложе граф де Ла Пальферин.
Фигаро-Ловлас-Остап Бендер в своей ипостаси дамского угодника.
Тщательно вводить их в текст романа "Беатриса" заматеревшему Бальзаку уже попросту лень. Он представляет персонажа, слегка намечает его, а потом пишет в скобочках "подробней смотри о нем такой-то рассказ". Система перекрестных ссылок!
Поэтому, дочитав "Беатрису", я решила прервать чтение цикла "Человеческая комедия" по порядковым номерам, и вместо №21 решила почитать эти рассказы - №№ 52 и 53.
Рассказ "Деловой человек" -- чудесная виньетка о графе Максиме де Трай. Всю жизнь он пользовался любовью богатых аристократок и отлично жил за их счет. К 50 годам (как мы узнаем из "Беатрисы") он влезет в политические круги, выгодно женится, и станет жуликом совсем другого уровня и бюджета. Но действие этого рассказа происходит незадолго до этого решительного поворота. С де Траем случается внезапное: он влюбляется не в в богатую женщину, а в бедную молодую куртизанку и вынужден САМ ее содержать. В это время за ним охотится очередной кредитор, который решил получить долг во что бы то ни стало. Классные колоритные описания парижской богемы и представителей дна, ловушки и манипуляции, от которых веет Вотреном (хотя сам он еще тут не появился). А, не зря я почувствовала, что им веет: литературоведы пишут, что анекдот, ставший основой рассказа, Бальзаку может быть поведал его прототип Видок.
Рассказ "Принц богемы" посвящен графу де ла Пальферину. Фактически он -- вставная новелла в "Беатрису". Далее спойлер к "Беатрисе", осторожно: перед тем, как эта маркиза завязывает плотное знакомство с де ла Пальферином, парижская богема по команде Максима де Трай организует вокруг него масштабную пиар-акцию. В частности, журналист Натан рассказывает Беатрисе, какой де ла Пальферин щеголь, красавчик и прекрасный любовник. Беатриса ошеломлена этим рассказом и решает познакомиться с графом поближе. Рассказ "Принц богемы", собственно, и является пересказом этих речей Натана к Беатрисе.
Ну и что же мы читаем в этом "резюме" де ла Пальферина? Что это за ошеломительные, очаровательные поступки? Передаю из 2022 года -- жуткая гадость, нелицеприятно обрисовывающая нравы 1840 года и мужскую гендерную социализацию!
Для начала, как обычно, парвеню Бальзак несколько страниц фапает на длинную родословную графа, идущую со времен Медичи. Нам трудно представить, насколько герб давал тогда +100 к сексапилу, даже у нищебродов в обносках, но вот очевидно давал. Затем автор описывает прекрасное юное лицо графа, печальное и похожее на Людовика XIII, создавшее удивительный контраст с его демонической натурой. Мужская красота -- еще +100, записываем. Затем Бальзак перечисляет остроты и бон мо графа, и читательницы, как и Беатриса, очевидно должны совсем растаять. Примеры его остроумия, однако, из сегодняшнего дня выглядят хамскими и тупыми: скажем, служанка, которой он заделал ребенка, просит у него денег, а он обещает ей выдать леденец на палочке (пересказываю без словесных финтифлюшек, в которых, наверно, и вся соль). Или вот его бросает куртизанка (кстати, молодка из "Делового человека"), и он требует у нее вернуть его зубную щетку. Ха-ха-ха, как это тонко. В общем, эта часть рассказа вызывает недоумение и этнографический интерес.
Далее рассказ обрисовывает его как "прекрасного любовника". Я насладилась описанием психологических манипуляций, но не могу испытать восторг от мастерства де ла Пальферина, который испытывает Беатриса (и, кажется, Бальзак тоже). Де ла Пальферин заводит роман с бывшей куртизанкой, вышедшей замуж за драматурга, женщиной 30+, и несколько лет издевается над ней по черному, а она пилит мужа, в результате чего тот начинает зарабатывать больше денег и делает карьеру. Сама же она невероятно прокачивается в элегантности, уходе за собой и культурных речах. Кстати, помните, мы обсуждали в эпизоде с несостоявшимся убийством, что Беатриса, видимо, мазохистка и истеричка? Вот тут тоже: де ла Пальферин "случайно" так толкает любовницу, что у той черепно-мозговая травма и требуется серьезная операция. Может, как раз после этого эпизода в рассказе Натана трепещущее сердечко Беатрисы-то и сказало "это он!"
В общем, рассказ сделан очень интересно, однако своим содержанием вызывает странные ощущения. И добро бы, Бальзак, как считали советские комментаторы, этого графа критиковал и высмеивал. Но нет: он им явно восхищается и немного завидует его легкости и умению жить. Забавно представить, насколько иными были бы книги Бальзака, если бы он имел другую внешность...
CONDER, Charles. Un prince de la Bohème c.1905