Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Моя рецензия на "Гобсека" Бальзака


Бальзак как писатель существует примерно в трех ипостасях. В первой, романтической, он оперирует своими теоретическими построениями о том, как устроена Любовь и, что еще хуже, счастливый Брак (как устроен несчастливый, удивительное дело, он знает на практике и безошибочно: резкая разница). Его творения в этой ипостаси подчас достигают наивности уровня Барбары Картленд. Вторая его ипостась -- это крепкий средний уровень, на котором написано большинство его произведений: реализм и психологизм. (Следует отметить, что "средний уровень Бальзака" -- это тот, до которого большинство известных писателей 1-2 раза в жизни дотягиваются). И, наконец, есть книги, в которых он гений, офигительный, невыносимый, непредставимый гений. "Гобсек" -- как раз одна из таких книг.

Она захватывающая и по-настоящему страшная. Бальзак рисует хтонические, пугающие характеры, показывает, как обычный нормальный человек, потворствуя своим прихотям, скатывается в мерзость. Его персонажи выписаны так убедительно, как будто они вот, рядом с нами. Невероятное мастерство. Второй компонент: донельзя подробное описание подробностей парижского быта, ты будто сам оказываешься в спальне прекрасной графини, вчера поздно вернувшейся с бала и пересчитываешь вглядом фрагменты ее туалета, которые она рассыпала по комнате разоблачаясь -- украшения, перчатки, перья, туфельки, поясок, чулки... С таким же любованием и перечислением малейшей детальки Бальзак описывает и дом хордера, полный гниющих вещей (интересно, первый ли он описал хордерство?). Третий компонент -- это захватывающий сюжет с совершенно неожиданными поворотами.

Мне было лет 12, и я до сих пор помню, как прочла эту книгу впервые, как шевелились волосы. Это был мой первый Бальзак. Мама отвезла меня на дачу к своей подруге, там были какие-то дети, с которыми следовало играть, но я, избегая их, нашла на этой старой советской даче, пахнущей прохладой и высохшей древесиной рассыпающуюся книжку в мягкой обложке, под которой были "Гобсек" и "Горио", и я сбежала от всех на чердак и провела там несколько часов, провалившись в его Париж, будто Алиса в кроличью дыру. Никогда я не читала ничего подобного: дома не обращала внимания на "взрослые" романы. Это был действительно иной мир, и сейчас (господи, целую жизнь спустя), я бралась за "Гобсека" с огромными опасениями, вдруг тогда я была так очарована лишь по неопытности, вдруг книга устарела? Но нет, она осталась все такой же великолепной, мастерски сделанной, разница только в том, что теперь я могу замечать, из чего именно она сделана, а раньше она просто обрушивалась на мой мозг, как метеорит на голову. Более того, сейчас, закрыв последнюю страницу, я немедленно начала перечитывать ее сначала, чтобы насладиться всеми нюансами и деталями, которые я только что пропустила, увлеченная галопом драматического сюжета. Такого желания добавки со мной вообще никогда не бывало, с книгами (только с пирожными).

Конкретно сюжет основан на юридическом кейсе: выдача векселей, попытки их выкупить, залог в виде драгоценностей, стремление члена семьи аддикта спасти остатки семейных денег, фиктивная сделка с этой целью, которая пошла как-то не так, борьба аддикта со "спасателем" и т.п. Бальзак в юности служил в адвокатской конторе и навидался таких клиентов, читал документы по многим таким делам. В "Гобсеке" он наконец достал с антресолей этот опыт (в предыдущий раз он использовал его давно, в №6 "Первые шаги в жизни), прибавил к нему истории своих встреч с ростовщиками, а также наблюдения за лично знакомыми ему дамами, подписывавшими векселя в пользу любовников.

Следует отметить, что очень многие из них были его возлюбленными и подписывали векселя в его пользу, что этим женщинам никакой пользы не приносило, один вред. Не ясно, было ли Бальзаку за это стыдно, но он не отказывался от денег, которые давали ему дамы, хотя и знал, что это неправильно. Более того, правило "Женщины! Не давайте денег любовникам и особенно не подписывайте за них векселя!" -- это одно из тех правил, на которых он строит свою вымышленную вселенную.

Примечательно, что большинство из этих правил -- из упомянутой выше первой категории теоретизированно-романтической (например, ББПЕ (с) Сюткин). А вот это на удивление здраво. Если читать цикл внимательно, видно, что подступается к описаниям опасностей женских векселей в "Дочери Евы", где героиня успевает выписать только один. В "Гобсеке" же автор в полную меру показывает, что происходит дальше, при попустительстве.

И наконец, о месте "Гобсека" во франшизе. Это один из текстов-перекрестков, в которых мы видим многих уже упоминавшихся персонажей и знакомимся с теми, кого еще предстоит рассмотреть. По своему обыкновению Бальзак в предшествующем романе ("Беатриса") мимолетом показал нам персонажа зрелым -- 50-летний Максим де Трай; в "Гобсеке" же он показывает, с чего Трай пришел к такой жизни и репутации, тут ему 25-30 лет. И только по прочтении "Гобсека" (и дальнейших книг) мы понимаем, почему в "Беатрисе" Трай требует у герцогини плату не в деньгах, а в том, чтобы она его принимала в своем салоне. И что герцогиня, наверно, предпочла бы деньгами, но выбора нет. А вот с графиней де Ресто мы только знакомимся в "Гобсеке", а целиком ее историю мы узнаем позже, в "Отце Горио", где она тоже предстанет более молодой (Бальзак постоянно практикует контрамоцию). Из других сквозных персонажей отметим семью виконтессы де Гранлье -- ее сын женится на сестре Сабины, той бедняжки, которую в "Беатрисе" выдали замуж за благородного красавчика с мозгом теленка. Стряпчий Дервиль еще нам не раз попадется, а мельком упомянутым родственницам Гобсека, куртизанкам, будет уделено достаточное место в "Кузине Бетти" и "Блеске и нищете куртизанок".

Восторги мои могут показаться несколько преувеличенными, но простите их мне, я ведь живу "в Бальзаке" уже не первый месяц. Главное, что и мировая культурная общественность со мной согласна: она входит в топ его лучших книг, в топ французских романов, и прочтение хотя бы одного "Гобсека" из всего наследия автора является необходимостью для любого образованного человека.


Tags: бальзак
Subscribe

Posts from This Journal “бальзак” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments