ну штож
продолжим
В 1835-36 годах Бальзак, видимо, был на пике вдохновения, и его рассказ "Обедня безбожника" продолжает чреду его очень удачных текстов. Пожалуй, когда (если) я дочитаю весь цикл, я построю график с такими красивыми параболами, оценивая тексты по 10-бальной шкале. И "Обедня безбожника", идущая в цикле после "Шабера", "Горио", "Гобсека" будет продолжать почти прямую линию авторской удачи. Скоро настанет спад, наверняка, Бальзак ведь часто халтурщик и идеалист, но пока очень здорово.
"Слава хирургов напоминает славу актеров: они существуют, лишь пока живут, а после смерти талант их трудно оценить. Актеры и хирурги, а также, впрочем, великие певцы и музыканты-виртуозы, удесятеряющие своим исполнением силу музыки, все они — герои одного мгновения", пишет он тут совершенно справедливо о врачах. Даже теперь, в эру мгновенного пиара, очень трудно обессмертить имя врача, только основанием какого-то особенно хорошего института или документацией особо собачьего рефлекса.
Другой путь -- если в тебя "влюбился" какой-то художник или писатель. Как это случилось с хирургом Сергеем Юдиным. Наверно, он был великий врач, но нам было бы это без разницы, если б Михаил Нестеров не оставил его великолепный портрет. То же самое с французским врачом по имени Гийом Дюпюитрен (Guillaume Dupuytren). Да, ему поставлена статуя в Париже, и какая-то там кафедра названа его фамилией, но все, кого он исцелил -- давно умерли. И главным памятником ему оказывается рассказ Бальзака, где он выведен под именем Деплен -- гениальный циничный хирург.
Как ругался Салтыков-Щедрин на "Анну Каренину" -- это роман о функционировании мочеполовой системы, и, в целом, про Бальзака это определение тоже обычно справедливо. Как мы уже детективно-филологическим способом выяснили, заболевание органов таза является одним из ключевых сюжетообразующих элементов "Тридцатилетней женщины", стыдливо упущенных советскими переводчиками. Возможно, Бальзака тоже упрекали за чрезмерную плотскость и любовность, потому что, уже который текст подряд, у него сюжет не про страсть М/Ж, а про самопожертвование и совсем другие связи. "Обедня безбожника" -- оказывается очередным текстом про самопожертвование, весьма искусно выжимающем слезу из читателя. И наслаждение тем мастерством, с которым автор в очередной раз использует эту стратегию -- для меня в очередной раз оказывается большим.
Спойлерить не буду, но намечу сюжет. В тексте молодой и талантливый врач Бьяншон, которого мы уже в цикле встречали несколько раз, раскрывает тайну своего учителя, великого Деплена -- почему же тот, признанный атеист, ходит к мессе? Очередной мастерский бытописательский очерк про бедность, стремление выбиться, отеческую (а может и нет) любовь и то, как человек находит себя. И затем -- вот это поворот! Чем абзац закончить -- не знаю, наверно, фразой из "Дня радио": песня очень красивая, кавалеры могут приглашать дам. То бишь, если вы еще не начали читать Бальзака, то начните уж наконец с этого рассказа, он короткий и классный.