Настала очередь рецензии на следующее произведение из цикла, и опять это из top of the best, Бальзак раскачался наконец, прямо подряд отличные идут.
"Полковник Шабер" -- небольшой рассказ, но настолько крут, что он чуть ли не самый экранизируемый текст из всего цикла (более 15 фильмов). Так крут, что двух главных его героев дали сыграть, например, Депардье и Фанни Ардан, причем они супруги в весьма сложных отношениях -- представьте искру.
Сюжет прост СПОЙЛЕРЫ СПОЙЛЕРЫ. Старый солдат возвращается с войны спустя десять лет, все считают его мертвым, а жена вышла за другого. КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ Но поскольку это Бальзак, эта древняя история подана с его любимого ракурса: тут про деньги, юриспруденцию и ненависть нелюбимой и нелюбящей женщины. Очень круто и драматично.
Даже, пожалуй, чересчур драматично, если подряд цикл читать. Если отдельно, наверно, это не так заметно.
Дело в том, что перед "Полковником Шабером" подряд идут "Гобсек" и "Отец Горио", где главными героями тоже были умирающие старики, побитые жизнью. В "Полковнике Шабере" автор же дает, как называет это энциклопедия тропов posmotre.li -- "педаль в пол". Перед нами опять несчастный старик и его тяжелая судьбинушка. Хорошо хоть, автор не повторяется, и "притесняет" главного героя тут уже другими способами, чем в предыдущих двух своих шедеврах. Но все-таки... все-таки это мне чуть-чуть поднадоело. (Хм, любопытно будет подсчитать процент хэппи-эндов в цикле; пока 7 из 24, то есть быть главным героем Бальзака явно опасно).
Другой метод, каким Бальзак усиливает накал эмоций читателя, помимо жалости к возрасту и здоровью старика, это патриотическая атмосфера рассказа. Еще ни разу он настолько не педалировал тему "наших благородных ветеранов войны". Написанный уже после июльской революции, то есть при другой ветви Бурбонов, весь рассказ пронизан восхищением и героизацией наполеоновских солдат, такое узнаваемое "вы чьи широкие шинели напоминали паруса". На француза, наверное, такая подача действует особенно сильно, как удар молотом по голове. Но я, если честно, не могла избавиться по отношению к герою от некоторого злорадства ("а не надо было нашу Москву жечь!!!" Шабер, правда, не жег, его "убили" в 1807 году).
Хотя сюжет, как я сказала, извечен, но то, каким методом раскручивает его Бальзак, как он описывает развитие истории и ее развязку, завораживает. Не Клитемнестра, не Орест, а совсем по-другому, по-современному и в настроении своей "вселенной", беспощадной и полной психологизма. Характеры, описания, язык -- все великолепно. Темп без провалов, развязка не испорчена, Бальзак, я знаю, тебе не всегда это удается, но на этот раз отлично. Из сквозных персонажей -- стряпчий Дервиль, который был рассказчиком в "Гобсеке", тут мы снова имеем шанс убедиться в его порядочности и профессионализме. Очень крутой текст и, пожалуй, один из тех, с которых знакомство с Бальзаком надо начинать, чтобы сразу получить большую дозу его таланта.