Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Моя рецензия на роман "Отец Горио"


Да, я знаю, вам понравился мой пересказ "Тридцатилетней женщины" (в блоге вообще 13 тыс. просмотров), но рекапов больше не будет, пока, по крайней мере. Потому что пересказы делать интересно, когда автор несёт какую-то ошеломительную хренотень. И если ты не поделишься ею, то тебя разорвет от... ну, назовем это чувство "восторгом".

А у Бальзака следующая книга в цикле оказалась, честно скажу, не позорной. Вообще, считается, что это одна из его лучших книг в принципе, за всю жизнь. Да и не только "его" -- регулярно входит в топ-100 романов ever.

Называется "Отец Горио".

И соглашусь: действительно, это одно из тех произведений, в которых его гениальность достигает максимума, вот прямо чувствуется, как он сидел в своем кресле, писал, а гениальность била из его макушки световыми радугами в потолок, так что с улицы через окно было заметно всполыхание. "Отца Горио" он писал сорок дней, а кадавра "Тридцатилетнюю женщину" пёк 15 лет, и разница очевидна. Книга написана на одном дыхании, и оторваться от нее крайне сложно.

Тем не менее, начинать свое знакомство именно с нее я не советую. Кстати, когда сэра Артура Конан Дойля спрашивали про Бальзака, он говорил, что не смог его прочесть, потому что банально не знал, с какого места начинать, чтобы не запутаться. Как не повезло сэру Артуру, как повезло вам -- ведь у вас есть я, которая будет вашим проводником, психопомпом в этом путешествии. Итак, с "Отца Горио" начинать не надо, но лишь потому, что он -- непосредственный спин-офф от не менее великого "Гобсека". В "Гобсеке" мы видим, как одна графиня ради любовника закладывает последнее ростовщику-еврею, в "Отце Горио" нам показывают папу этой графини, которого она доводит до кондрашки. Книги дополняют друг друга, дают недостающие фрагменты головоломки, но эта все-таки вторая.

"Отец Горио", вдобавок, еще и "перекресток" цикла, Бальзак поместил в нем целых 48 повторяющихся персонажей, это такой "Мстители: Реюнион" (например, одновременно это и приквел для "Покинутой женщины", героиня которой виконтесса де Боссеан -- кузина Растиньяка, помогающая ему войти в свет, ей разбивают сердце именно тут).

Но историей про графиню и деньги "Отец Горио" не ограничивается и слава богу, могло бы получиться однообразно. Главное в романе то, что там есть Растиньяк и Вотрен, они же -- денди-"д'Артаньян" и нераскаявшийся Видок; две глыбы, два завораживающих персонажа, которых хочется все больше и больше, и вот ты кричишь "сиквелы!! даешь сиквелов!!" (и Бальзак, слава богу, их обеспечит). Мы следим за становлением юного Растиньяка, за тем, как он будет покорять Париж и женщин, переживаем за него, как за себя. И мы следим за Вотреном, который сначала такой милый буржуа, а потом становится все страшнее и страшнее. Книга напичкана жутким цинизмом, он прямо сочится из каждой фразы, и это замечательно. Ура, Бальзак ни разу не проявляет своего наивного романтизма, аллилуйя.

Слышали, кстати, ведь фразочку про "сделаю предложение, от которого невозможно отказаться"? Это Вотрен первый сказал, старый каторжник, держатель общака, а Марио Пьюзо просто очень начитанный мужик.

Один из эффектов, на котором Бальзак строит этот роман, уже появлялся в "Гобсеке", но тут автор выкручивает его на максимум. Он постоянно чередует сцены невероятной бедности, парижского дна, вонючего и заросшего грязью пансиона для полных нищебродов -- с описанием роскошных аристократических салонов периода Реставрации, с сиянием серебра, хрусталя, блесток на дамских платьях. Вместе с Растиньяком мы все время переходим из одного мира в другой, туда обратно. И, конечно, сливаемся с душой с этим юношей, желающим быть тут, а не там, ведь его чувства так естественны.

А заглавный персонаж -- страдающий отец, продавший последнюю рубашку для неблагодарных дочерей. Он мог бы стать самым плохим моментом в книге, наивным и выжимающим слезу, особенно в посвященных ему последних страницах, которые все длятся и длятся. Но в данной книге в Бальзака вселился не Вальтер Скотт, а Шекспир со своим "Королем Лиром", и поэтому трагедия тут выходит не открыточная, рассудочно выстроенная из головы, а пробирающая до дрожи, великая Трагедия.

Так что рекапа не будет. Офигенная книга, с непредсказуемыми поворотами сюжета, дико харизматичными персонажами, смачно прописанной атмосферой двух противоположных миров - парижской нищеты и парижской роскоши.
И сильным накалом страстей.

Бальзак жонглирует всем этим невероятно искусно, то усиливая драму, то замедляя темп, и ты получаешь невероятное наслаждение от книги, потому что чувствуешь, что ты оказался в крайне умелых руках истинного профессионала, который направляет тебя, лишая воли и погружая в такое самозабвенное наслаждение от книги, так что вон у меня даже на плите мясо сгорело, пойду квартиру проветривать.





Tags: бальзак
Subscribe

  • Как я живу, или #профдеформацияэто (2024)

    (сборный пост о жизни и мозге арт-журналиста) когда мужчина приглашает тебя домой, чтобы показать гравюры. И потом действительно показывает…

  • Сказочка про девочку и Музейного старичка

    Автор: Кирилл Светляков, куратор, сотрудник Третьяковской галереи, специалист по современному искусству: Сказочка про девочку и Музейного…

  • Значительная разница (2022)

    Годовые итоги традиционной ежегодной рубрики рубрики "Значительная разница": *** Существует, однако, значительная разница в смысле фразы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments