Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Нерсесян о "Троице" Рублева (22.06.2023)

Ксения Коробейникова
https://t.me/courierofculture/8590


Ситуация с «Троицей» — критическая. Работники Третьяковки больше не могут молчать. Первое интервью мне дает старший научный сотрудник музея Левон Нерсесян.

Почему вы согласились на разговор?
В наших решениях мы исходили и исходим не из собственных амбиций, а из интересов иконы. Мы молчали, не общались с прессой не из-за запретов, а потому что приняли совместное решение. Пытались решить проблему путем переговоров. Создание инфошума могло им помешать. Однако переговоры ни к каким результатам не привели. Лучше не стало, а хуже сделать трудно. Остается выйти в инфополе. Это сейчас делают и мои коллеги. По крайней мере, у нас будет ощущение, что мы сделали все, что могли, оповестили общественность и исполнили профессиональный долг.

Руководство вас поддерживает?
Оно больше не уговаривает нас молчать. Вопрос пытались решить административным путем. Сейчас уже очевидно, что сделать ничего не удалось.

За время пребывания в храме состояние иконы ухудшилось?
Проверить это через витрину мы не можем. Слава Богу, она не начала разваливаться на куски. Но мы практически уверены, исходя из предыдущего опыта, что негативные процессы продолжаются. Речь идет о микропроцессах, которые накапливаются и усугубляются. Они продолжаются, так как стабильное состояние иконы нарушено. Чтобы ответить, нужны исследования. Как после Лавры.

Почему её не возвращают в ГТГ?
Вероятно, боятся, что икона вернётся, и исследование покажет уже не 60 изменений как в прошлом году, а например, 600.

В каких условиях её экспонируют?
Не в климатической витрине, а в обычном стеклянном ящике без автономного климата. Температура в храме нормальная, а влажность сильно ниже необходимой. При сухом воздухе все процессы отставания и отшелушивания интенсифицируются. Условия не чудовищные, но не идеальные. Лучше, чем в Лавре.

Есть шанс вернуть ее в галерею?
Небольшой. Сейчас это наша первоочередная задача. Мы должны оценить масштаб бедствий и произвести консервационные работы, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение.

По договору она должна вернуться?
Да, он на временное экспонирование. Стандартный договор, подлежащий пролонгации. Но нам предложили странное с юридической точки зрения решение – без возвращения иконы и закрытия одного договора, заключить другой и передать её в Центр Грабаря.

На реставрацию?
Да, хотя у меня язык не поворачивается повторить это слово. Реставрация и консервация — абсолютно разные вещи. «Троица» — не стул и не комод. Её нельзя «починить» и начать использовать как ни в чем ни бывало. Можно только законсервировать, то есть сделать так, чтобы она не разрушалась дальше.

В Грабарях смогут это сделать?
Мы уверены в профессионализме коллег, но… Там нет идеальных условий. Они сами это произнесли. Такого идеального помещения для консервации, как депозитарий ГТГ, у них точно нет. У них нет и опыта обращения с этим памятником. Они просто потеряют время на изучение, которое в ГТГ уже осуществлено. Это как передать пациента от одного врача другому без всяких на то оснований.

Могут привлечь вас и коллег из ГТГ?
Может да, а может нет. Но это абсурдная ситуация. Пригласить галерейских реставраторов в ВХНРЦ намного сложнее, чем вернуть икону в ГТГ. Она в плохом состоянии отправилась в неподходящие условия. По всей вероятности ей сейчас станет хуже. Но повторяю – её нельзя «починить», чтобы она была как в 1427 году. Даже если соберут реставраторов из всех институтов, центров и музеев. Можно только остановить процесс разрушения.

К чему он может привести?
Могут «поехать» поновительский левкас и красочный слой более поздних дописей, оставленных при реставрации. Они соединены с авторской живописью не слишком прочно, но достаточно, чтобы «потащить» ее за собой. Это уже произошло после поездки в Лавру. Левкас начнёт отставать, вспучиваться, а красочный слой шелушиться и осыпаться. На Измайловском вернисаже мы видели рядом с нормальными иконами старые, почти облупившиеся доски. Страшно подумать, что нечто подобное может случиться с «Троицей». Но движемся мы, к сожалению, именно в этом направлении.

***

20.06.2023
https://t.me/courierofculture/8577



«Троица» экспонируется в храме Христа Спасителя в аномальных условиях. Вместо положенной влажности в 50–55% её хранят при 44%. Это может привести к фатальным последствиям. Есть мнение среди специалистов, что они неминуемы, а может быть уже начались, поэтому икону оставили в храме ещё на месяц, чтобы хоть как-то подлатать. Но никаких пруфов на этот счет пока нет. </div>

***

23.06.2023
https://t.me/courierofculture/8633

храм Христа Спасителя сократил (https://www.kommersant.ru/doc/6056716) время посещения «Троицы» на два часа, а ещё ввел перерывы по часу. Не потому ли что состояние иконы ухудшилось из-за аномального климата?  От кого же ждать ответ.
Тем временем в Третьяковке пытаются закрыть рот всем, кто связан с «Троицей». Пытают, кто мой источник; шантажируют вроде как и хотят заставить подписать док о неразглашении информации. Он сейчас якобы проходит юристов.
Кто-то реально думает, что эти методы адекватны? На дворе 37 год? Минкульт в курсе, что творят в подконтрольном ему музее? Или он по указу сверху превращается в репрессированную контору, где у руля стоят люди, которым чужда культура и её сохранение, а важно выслуживание, карьерный рост и материальное благополучие?</div>

Tags: #представьтесебе, #представьтесебехрам, троица рублева
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 51 comments