Неваляшка — главный предмет советского дизайна. В узнаваемости и популярности она далеко опережает и бабушкино кресло, и ригонду, и пылесос «Ракета». Московский музей дизайна запускает её в космос на афише своей выставки, писатель Михаил Идов ставит на обложку книги с талантливо пересказанными байками о советском дизайне, которые он нашёл в яндексе, художница Ирина Веселова делает неваляшек из керамики и покрывает странными росписями. Вот только никто из них не знает, кто автор этой игрушки. Она считается шедевром анонимного дизайна. Пора устранить эту несправедливость!
Неваляшек привычной нам формы выпускали с 1957 года на Тамбовском пороховом заводе из целлюлозы — побочного продукта при производстве пороха. Сейчас выпускают там же, но уже из других материалов. Андрей Семашко в репортаже с этого завода, опубликованном в мартовском номере журнала «Русский мир» (2017), пишет: «А кто же придумал для неваляшки такую милую физиономию с наивно распахнутыми глазами? На этот вопрос в цеху никто ответить не смог». А я могу.
Однажды я провёл незабываемые полгода во Всероссийском музее декоративного искусства на должности завсектором предметного дизайна. В этом музее в 90-е проходила посмертная выставка скульптора Руфины Кобяшевой. С тех пор в нём хранятся и экспонаты выставки, и довольно много бумаг из личного архива Кобяшевой. Бумаги я не разбирал, а экспонаты видел. Среди них была та самая неваляшка. На мой возглас: «Что, и её Кобяшева сделала?!» — музейный хранитель Константин Нарвойт ответил спокойно и просто, как о чём-то давно известном: «Ну да».
О Руфине Кобяшевой я знаю мало, — только то, что успел запомнить из рассказа Константина Юрьевича. Знаю, что ов 50-е Кобяшева работала скульптором-монументалистом на ВДНХ, а потом её основным жанром стала игрушка. Она делала гипсовые модели, по которым на заводах готовили формы для серийного производства. Её муж был мастером богородской резьбы. В Музее декоративного искусства, вдали от глаз посетителей, стоят две исполинские статуи, вырезанные из дерева, — изображения в полный рост Ленина и Сталина. Их сделал её муж.
Осталось много вопросов, на которые пока нет ответа. Есть разные модели неваляшек, с разными чертами лица. Неизвестно, какие из них разработала Кобяшева — все, некоторые, только одну? и точно ли самую первую? Непонятно, ей ли принадлежит идея редуцировать тело куклы до предельной абстракции — четырёх сфер. Многие ответы, я уверен, можно найти в тех бумагах, которые я видел в музее. Сейчас у меня к ним доступа нет и в обозримом будущем не появится. Может, кто-нибудь другой возьмётся за дело? Исследователь, найдись!
_______________________
Артем очень крутой историк дизайна, обратите внимание вот на это его объявление также:
- Напоминаю: подходит к концу срок, когда можно купить мой онлайн-курс о связях между абстрактным искусством и дизайном. Тот, кто его купит, получит: 1) 4 видеозаписи 2,5-часовых лекций, доступные в течение 3 месяцев; 2) 10+ дополнительных материалов для чтения к каждой лекции, от ссылок на небольшие (но хорошие) статьи в интернете до монографии в pdf. Вечером 13 июня закрываю продажи. Кому интересно — поторопитесь!