Вот очень интересный пост в очень хорошем канале "Банное барокко" https://t.me/brownsugarrrrrrr/
про то, как работает тренированный мозг тренированного художника:
____________________________
...нашла в Академкниге письма Ге, и вот что он писал ученикам Киевской рисовальной школы. Это примерно о той же «одновременности» образов, что в заметках Делакруа:
"Один из самых лучших способов передавать живую форму – ежедневно по памяти изображать то, что вам встречалось дорогого – будь это свет, будь это форма, будь это выражение, будь это сцена, – всё, что остановило ваше внимание.
Вы увидите, что ваша способность замечать так усилится, что вы до малейших подробностей будете в состоянии передать по памяти [виденное]. Я в голове, в памяти принёс домой весь фон картины «Пётр I и Алексей», с камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями, с полом и с освещением – я [был] всего один раз в этой комнате, и я был умышленно один раз, чтобы не разбить впечатления, которое я вынес. <...> Я сделал весь ковёр со всеми цветными узорами и перспективой, как мне было нужно, – всё сделал дома, не бегая проверять. Все приёмы устройства у себя в мастерской всех вещей всегда будет мертвенность".
«Тайную вечерю» Ге писал таким рембрандтовским способом – вылепил грубо в глине всю сцену, и с этого «общего», дорабатывая воображением, делал подмалёвок.
То есть Ге важно мысленно запечатлеть общий план в моменте (и тренировать этот навык), а потом не мешать мозгу формировать композицию. Получается писать с фотографии, постоянно сверяясь (вы наверняка такое видели) – уплощение художнической призмы, выемка важного кхм органа.
Говорю именно про Ге, потому что на мой взгляд он у нас такой инопланетянин, и живопись у него мощнейшая. Так-то это всё часть размышления про воображение и визуальную культуру.
******
Из заметок Делакруа:
https://t.me/brownsugarrrrrrr/2335
"Во всяком предмете первое, что надо схватить, дабы передать в рисунке, – это контраст основных линий. Надо хорошо запечатлеть это в воображении, прежде чем прикасаться карандашом к бумаге. <...>
Без вспомогательных средств, помогающих глазу, этого невозможно было бы достигнуть, например, провести длинную линию и т.д.; приходится рисовать зачастую при помощи особого стекла и т.д. "
Это интересно, меня в художке учили вспомогательным приёмам, но не называли это этапом «воображения». У Делакруа важна объёмная визуализация в голове – не зря, в общем, я прокачиваю этот скил.
Дальше он пишет про «геометрическое воспроизведение» линий при создании композиции с группой фигур – и это так знакомо и академично, а ещё (поняла не так давно) я такое люблю. И про светоцвет:
"Ясно различать отдельные плоскости, взаимно разграничивая их; располагать их в том порядке, в каком их выявляет освещение; прежде чем писать, установить те, которые имеют одинаковые валёры. <...> Если по краю какого-нибудь плана, который вы точно обозначили, вы даёте несколько больше светлого, чем в центре, вы тем самым подчёркиваете ещё сильнее уплощённость или выпуклость. Именно в этом и заключается секрет моделировки. Сколько бы ни прибавлять чёрного, моделировки всё же не получится."
Коротко про разницу между визуальной и текстовой культурами, о которой я тут иногда говорю:
"Поэта выручает последовательность образов, художника – их одновременность."
И даёт пример, в котором фонит предчувствие кино. Впрочем, мне кажется это свойство было у многих старых мастеров именно за счёт воображения.