Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Когда у вампира появились клыки? Ответ вас удивит

Небольшое исследование иконографии важного образа массовой культуры.



Для начала: немного адаптированный мною перевод статьи Katya Cengel. How the Vampire Got His Fangs // Smithsonian Magazine (2020).

Сегодня сложно представить вампира без клыков (Vampire Fangs). Этот вид нежити появился в западном фольклоре, минимум с 18-го века, однако большинство историков согласны с тем, что только в классическом романе Брэма Стокера 1897 года «Дракула» упоминаются клыки, и лишь после этого стали широко ассоциироваться с вампирами в массовом воображении. Даже в эпохальном фильме с Белой Лугоши 1931 года у Дракулы не было клыков!




Итак, на самом деле, клыки в гриме вампиров начали появляться на киноэкранах в 1950-х годах, причем в турецких и мексиканских постановках «Дракулы».

Но истинные фанаты вампиров утверждают, что прорыв в популяризации этой версии грима совершила британская экранизация 1958 года с сексуальным Кристофером Ли в главной роли.

Кристофер Ли в фильме "Дракула" (1958)


Обратите внимание: хотя вампиры до киноэкранах появились на театральной сцене. Но клыки у театральных актеров были бесполезны: в эпоху, когда еще не было сценических микрофонов, актерам нужно было четко артикулировать. А эти большие штуковины во рту ведь искажают речь.

Дальнейшее распространение клыков как атрибута вампиров у широкой публики произошло благодаря Хэллоуину и его костюмным празднованиям. Брайан Кронин, заслуженный entertainment journalist, отмечает, что маска вампира 1964 года, продаваемая Ben Cooper Inc. (в то время один из крупнейших производителей костюмов для Хэллоуина в США), пока еще не имела клыков; однако к 1978 году они в этом виде продукции появились. Кристофер Ли же в течение 14 лет после своего "Дракулы" снялся в 12 фильмах о вампирах, что также способствовало Хэллоуин стал настоящим праздником клыкастых.



В 1990-х ролевые настольные игры, такие как Vampire: The Masquerade, вдохновляли людей присоединяться к сообществу людей, которые идентифицировали себя как «настоящих вампиров» ("real vampires"), по словам Дж. Гордона Мелтона, выдающегося профессора Института изучения религии Бейлорского университета, который написал и отредактировал многие научные книги о вампирах. Многие «настоящие вампиры» круглый год носят клыки в повседневной жизни.

Тем не менее, на эту субкультуру приходится лишь небольшая часть клыков, продаваемых по всему миру каждый год: сообщается, компания Scarecrow Vampire Fangs, основанная в 1993 году, в настоящее время ежегодно поставляет около 250 000 комплектов клыков в более чем 35 стран, в основном на Хэллоуин. Соучредитель Линда Камплезе приписывает популярность своих товаров более широкому участию взрослых в Хэллоуине и неугасающей популярности вампиров: «Людям нравится идея вечной жизни и могущества», — говорит Камплезе. (прим. shakko: И это они еще не посчитали алиэкспресс).




***

Статья упомянутого выше Брайана Кронина Did Vampires Not Have Fangs in Movies Until the 1950s? // HuffPost более подробная. Из нее мы узнаем, что:

  • острые зубки вампиров впервые появляются в серии бульварного чтива "Varney the Vampire" (1845-47): "With a plunge he seizes her neck in his fang-like teeth". Однако это пока еще "острые, как клыки, зубы" (fang-like teeth), а не настоящие "клыки" (просто fangs). Ко времени Брэма Стокера этот атрибут в тексте уже стал общим местом.

  • в театре муляжи клыков не надевали, видимо, не только из-за артикуляции, но и потому что еще их никто попросту не разглядит, кроме первого-второго ряда, а зачем так мучаться тогда. А в кино есть крупные планы!

  • одна из первых киноадаптаций истории о вампире был "Носферату" 1922 года, однако, чтобы избежать проблем  с авторскими правами, Мурнау изменил все, что можно, начиная с имени персонажа. Зубы у него тут уже очевидно странные, однако не "вампирские", а крысиные.



Кронин считает, что самым-самым первым клыкастым вампиром на киноэкране был этот -- Drakula İstanbul'da (1953), турецкий фильм, экранизация романа Kazıklı Voyvoda (переделка "Дракулы" Стокера). Режиссер Мехмет Мухтар, в главной роли Атиф Каптан.



***

Посмотрим, что еще пишут в сети.
Устоявшегося типа зубов, кстати, нет.

Гримеры блокбастеров пытаются внести своё. Смотрите, какая интересная инфографика отсюда.



В легендарном "Вампире" Полидори (1819) никакого акцента на зубы нет, зато одно из первых упоминаний зубов (но не клыков) находят в стихотворении того же времени John Stagg's "The Vampyre" (1810):

Indignant roll'd his ireful eyes,
That gleam'd with wild horrific stare...

His jaws cadaverous were besmear'd
With clotted carnage o'er and o'er,
And all his horrid whole appear'd
Distent, and fill'd with human gore!


В "Камилле" (1871) вампирша имеет острые рыбьи зубы: "the sharpest tooth -- long, thin, pointed like an awl"; "the tooth of a fish". У Брэма Стокера это уже постоянный атрибут.

Сетевой автор размышляет, почему клыки у вампиров так закрепились как узнаваемый атрибут, ведь на самом деле в "работе", т.е. питие кровушки, от них особой пользы нет.

[Красивое гонево по Фрейду, Карнеги и девице Ленорман]
[сорри, гуглтранслейт, лень думать]

"Как визуальный индикатор вампира клыки имеют преимущества перед большинством других атрибутов. Во-первых, они, за неимением лучшего слова, являются «врожденными»: вампир может продемонстрировать клыки, не превращаясь в летучую мышь, не закутавшись в плащ, не надев анкх или медальон. И, несмотря на отсутствие фольклорного подтверждения, клыки для вампира имеют интуитивно понятный смысл. Если вы собираетесь пить кровь, вы должны как-то ее получить; что может быть разумнее, чем проткнуть кожу чем-нибудь острым... вроде зуба? Например, клыком?

Клыки придают внешности вампира нечеловеческий оттенок, более сдержанный, чем любая другая звероподобная черта. Клыкастый вампир визуально представляет собой гибрид человека и животного, его или ее лицо представляет собой человеческий фасад, который может в мгновение ока показать опасное оружие зверя. И эта связь с животным миром вполне может добавить привлекательности вампиру, поскольку клыки предполагают силу льва, свирепость волка, скорость атакующей змеи. Тем не менее, несмотря на все их коннотации, клыки — удлиненные клыки — обладают элегантной простотой, изяществом, которое сглаживает грубую животную силу, которую они представляют. Несколько произведений художественной литературы (в первую очередь «Вампирский гобелен» Сьюзи Макки Чарнас) и некоторые предания описывают у вампира заостренный язык, но фольклорная достоверность этой черты не может конкурировать с эстетической привлекательностью клыков.

Клыки во рту вампира обязательно имеют фаллический оттенок, но при этом без пенисоподобной гротескности заостренного языка. Трудно связать высовывающийся язык с каким-либо социально приемлемым поведением. Клыки, однако, предполагают укусы -- действие, которое можно совершать публично (по крайней мере, во время еды). Хотя кусание не является явно сексуальным, оно сохраняет сильный сексуальный и предсексуальный подтекст, связанный как с властью, так и с удовольствием. Укус клыками можно считать сублимированной формой полового акта, даже изнасилования. Однако рот — это не просто эрогенная зона: это та часть тела, которую мы сознательно контролируем буквально с первого дня. В терминах Фрейда это связано с самой ранней стадией развития (оральной): оральные стимулы и оральные акты, может принести удовлетворение на более глубоком уровне, чем чисто сексуальные.

Таким образом, кусание -- самая интуитивная форма оральной агрессии, взывает к нам на самом глубоком инстинктивном уровне. Малыш, который хочет костюм на Хэллоуин с клыками вампира, вдохновлен именно этим, даже если он (или она) не может сформулировать привлекательность этих острых зубов. Несмотря на фаллические толкования, возможно, расположение клыков во рту объясняет их харизму больше, чем сами клыки. Боимся ли мы вампиров или отождествляем себя с ними, их клыки приковывают наше внимание ко рту, будь то эрогенная зона или инструмент агрессии.

Клыки, обрамленные рычащими губами демона или лежащие в основе поцелуя демона-любовника, — это больше, чем маркетинговый трюк (хотя, безусловно, тут есть и он). Это сталь под бархатом, сила и скорость, боль и наслаждение, обещание пожрать или быть пожранным — все это слилось в едином образе зубов..."

***


+ нашлась феминистическая статья "Не все клыки -- фаллические" (англ. яз.), однако она про кино с вампиршами глобально, а не про иконографию зубов.

***

Итак, подытожим: как и многие другие символы масс-культуры, клыки вампиров не были четко прописаны в литературных источниках, но, появившись в популярном фильме, закрепились и так распространились, что ныне кажутся чем-то основополагающим. Интересно было бы почитать какие-нибудь источники о том, как создавался грим фильма 1958 года, как гримеры пришли к этой идее

Tags: поп-культура, сказка
Subscribe

Posts from This Journal “поп-культура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 46 comments

Posts from This Journal “поп-культура” Tag